Устав школы
Устав
 
 
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
 
"Тираспольская средняя школа-комплекс № 12"
 
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Муниципальное образовательное учреждение «Тираспольская средняя школа-комплекс №12» (далее Учреждение) было учреждено решением Городского Управления народного образования исполнительного комитета Тираспольского совета народных депутатов от 24 июля 1978 г. и является муниципальным образовательным учреждением. После издания актов о создании школы, функции ее учредителя выполняет в пределах делегированных полномочий Тираспольское управление народного образования на основании решения исполнительного комитета городского совета г. Тирасполь от 26.07. 1978 за номером 13/8. На основании приказа Министра просвещения МССР от 08.10.1987 РСШ № 12 была открыта школа искусств. Выше названный приказ был продублирован Тираспольским управлением Народного образования 02.11.1987 №441 и решением Исполкома Тираспольского городского Совета Народных депутатов № 12 от 14.12.1987 «Об открытии школы искусств при средней школе № 12» и закрепили статус общеобразовательной школы-комплекс.
Зарегистрировано Министерством юстиции ПМР, Государственным учреждением «Регистрационная палата»: Свидетельство о государственной Регистрации № 01-132-4376 от 31 мая 2000года, серия АА 0009717.
 Аттестовано Министерством Просвещения ПМР; свидетельство о государственной аккредитации серия III № 000687, регистрационный номер 000304, от 18 февраля 2011г. Школа относится к типу Общеобразовательное Учреждение и является общеобразовательной школой-комплексом высшей категории, находится по адресу г.Тирасполь, ул.Юности 38.
 Полное наименование:
  • на русском языке: Муниципальное образовательное учреждение «Тираспольская средняя общеобразовательная школа № 12»
  • на молдавском языке: Институция муничипалэ де ынвэцэмынт «Шкоала медие де културэ женералэ-комплэкэ № 12 орашул Тираспол»
  • на украинском языке: Мунiципальний освiтнiй заклад «Тираспольська середня загальноосвiтня школа-комплекс №12».
Сокращенное наименование: МОУ «ТСШК №12»
1.2. В своей деятельности Учреждение руководствуется Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, Законом Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании», Законом Приднестровской Молдавской Республики «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР», Законом ПМР «О правах ребенка», Типовым положением «Об организации общего образования», настоящим Уставом и иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми в соответствии с Конституцией ПМР.
1.3. Учреждение является юридическим лицом, вправе иметь расчетный и другие счета в учреждениях банков Приднестровской Молдавской Республики, от своего имени приобретать и осуществлять  имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Школа имеет печать установленного образца, штампы и бланки со своим наименованием. Учредитель несет ответственность по обязательствам школы в случаях и пределах, установленных гражданским законодательством Приднестровской Молдавской  Республики. Учреждение не несет ответственности по обязательствам учредителя и созданных им юридических лиц.
Отношения между учредителем и Учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
1.4. Права юридического лица у Учреждения  в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом и направленной на проведение образовательного процесса, возникает с момента его государственной регистрации как образовательного Учреждения.
Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Приднестровской Молдавской Республики, возникают у Учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешение) на образовательную деятельность.
Права школы на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением государственного герба Приднестровской Молдавской Республики возникают с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, выдаваемым уполномоченным Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительным органом государственной власти Министерством Просвещения Приднестровской Молдавской Республики.
1.5. Деятельность школы направлена на:
  • формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
  • достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня;
  • адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
  • воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками школы.
•  формирование здорового образа жизни.
Учреждение создает условия для реализации гражданами ПМР гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, в том числе профильного и гимназического и программ дополнительного образования по основным направлениям деятельности:
  • эстетическое образование; художественное хореографическое; музыкальное театральное.
1.6. Основными задачами Учреждения являются:
• реализация основных программ общего образования и образовательных программ, связанных с профильным и гимназическим образованием;
• реализация дополнительных образовательных программ;
• создание условий для разностороннего развития личности, в том числе путём удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования, поддержки и стимулирования различных видов творческой одаренности учащихся;
• формирование культурно-образовательного пространства на базе школы;
• воспитание гражданина Приднестровской Молдавской Республики.
1.7. В Учреждении могут реализовываться основные программы общего и дополнительного образования в следующих формах обучения: очная, очно-заочная, экстернат и иная форма обучения. Допускается сочетание указанных форм усвоения общеобразовательных программ. Предметом деятельности Учреждения является реализация образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования и дополнительного образования.
1.8. Для реализации основных задач Учреждение в пределах, определенных законодательством ПМР, имеет право на следующие виды деятельности:
• разрабатывать рабочий и индивидуальные учебные планы и образовательные программы, годовой календарный учебный график и расписание занятий;
• разрабатывать и утверждать школьный компонент рабочего учебно-развивающего плана;
• выбирать формы, средства, методы обучения и воспитания, учебные пособия и учебники;
• создавать условия обучения по индивидуальным учебным планам;
• реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать платные дополнительные образовательные услуги;
• реализовывать программы гимназического и профильного обучения;
• осуществлять опытно-экспериментальную и инновационную, научно-исследовательскую деятельность;
• пропагандировать и ретранслировать результаты научных исследований, педагогического опыта;
• оказывать услуги по договорам (государственным контрактам);
• реализовывать работы, услуги, товары, являющиеся результатом образовательной деятельности;
• осуществлять другую, не запрещённую законодательством деятельность, приносящую доход;
• привлекать для осуществления своей уставной деятельности следующие средства:
o   целевые взносы физических и (или) юридических лиц и добровольные пожертвования;
o   средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;
o   средства, полученные от государственных внебюджетных фондов,
o   другие, не запрещённые законодательством, денежные средства и имущество;
• образовывать комплексы;
• оказывать посреднические услуги;
• осуществлять совместную деятельность по реализации уставных целей и задач с другими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, зарегистрированными на территории ПМР;
• создавать временные творческие коллективы;
• самостоятельно принимать решения по вопросам, входящим в её компетенцию.
1.9. По инициативе учащихся в Учреждении могут создаваться детские и молодежные общественные организации, объединения, деятельность которых не носит политический или религиозный характер.
1.10. В Учреждении создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических, религиозных движений и организаций (объединений) не допускается.
1.11. Учреждение несет в установленном законодательством ПМР порядке ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам учащихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
1.12. Медицинское обслуживание обучающихся в Учреждении обеспечивается медицинским  персоналом, специально закреплённым министерством здравоохранения ПМР, для работы которого учреждение предоставляет помещение с необходимыми условиями, на договорной основе.
1.13. Организация питания обучающихся в школе осуществляется школой совместно с комбинатом школьного питания на договорной основе в специально отведенном помещении.
 
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1. Образовательный процесс включает теоретическое и практическое обучение, воспитательную работу с учащимися.
2.2. Организация образовательного процесса в Учреждении строится на основе рабочего учебного плана, разрабатываемого Учреждением самостоятельно, в соответствии с Базисным учебно-развивающим планом и примерным учебным планом для гимназических и профильных классов, регламентируется расписанием занятий. В учебный план не могут вно­ситься изменения в течение года.
2.3.Образовательные программы являются преемственными: каждая последующая программа базируется на предыдущей.
2.4. Учреждение вправе с согласия родителей (законных представителей) и при наличии условий предложить обучение по индивидуальным учебным планам.
2.5. Учреждение в соответствии с государственными стандартами мо­жет осуществлять обучение по индивидуальному учебному плану по программам начального, основного и среднего (полного) общего образования для учащихся:
•     приступивших к обучению в школе с 10 – 13 лет;
•     длительное время не обучавшихся в школе по различным причинам;
•     успешно, с опережением, осваивающим образовательные программы.
Условия и порядок обучения по индивидуальному плану, права и обязанности регламентируются договором между Учреждением и родителями (законными представителями).
2.6. Учреждение вместе с родителями (законными представителями) учащихся несет ответственность за получение ими основного общего образования до достижения последними шестнадцатилетнего возраста. По согласию родителей (законных представителей) и КЗПН, обучающийся, достигший возраста четырнадцати лет, может оставить школу до получения им основного общего образования.
2.7. Получение дополнительного образования осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, факультатив, секция, кружок, театр и другие) , а также в школе-искусств в соответствии с Положением о детской школе искусств.
2.8. Содержание дополнительного образования определяется педа­гогом с учётом примерных учебных планов и программ, рекомендо­ванных органами управления образованием. Педа­гогические работники могут разрабатывать авторские программы, ут­верждаемые в установленном порядке.
Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным.
2.9. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения. Каждый ребёнок имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить из одного в другое.
2.10. При наличии условий и с согласия руководителя объединения в работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители) без включения в основной состав.
2.11. Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса в Учреждении осуществляет психолого-педагогическая служба, в которую входят логопед, психологи и медицинский работник.
2.12. Библиотека Учреждения осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Уставом, Положением о школьной библиотеке и Правилами пользования школьной библиотекой.
2.13. Общий режим занятий устанавливается с 8 часов 00 до 19 часов 00 минут.
2.14. Обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется в соответствии с расписанием во внеурочное время согласно Базисному учебно-развивающему плану и в соответствии с требованиями СанПиНа.
2.15. Обучение и воспитание в Учреждении ведутся на русском языке.
В Учреждении преподаются:
  • в качестве второго официального языка украинский язык и литература и молдавский язык и литература;
  • в качестве иностранного - английский и немецкий языки.
2.16. В первый класс принимаются дети, при достижении ими возраста 6 лет и 6 месяцев (по состоянию на 1 сентября года поступления, но не позже достижения ими возраста 8 лет). Для зачисления детей в первый класс необходимы следующие документы:
  • заявление родителей (лиц, их заменяющих);
  • свидетельство о рождении ребенка (копия);
  • паспорт одного из родителей (лиц, их заменяющих);
  • медицинская справка о состоянии здоровья ребенка;
  • справка о составе семьи с места жительства – карта развития ребенка, предоставляемая дошкольным образовательным учреждением.
Достигшим необходимого возраста, но не проживающим в микрорайоне Учреждения, детям может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в Учреждении. Открытие классов согласовывается с МУ «УНО г. Тирасполь».
2.17. При наличии свободных мест и успешном прохождении аттестации в Учреждение могут быть приняты лица, не достигшие 18 лет и не имеющие основного и среднего (полного) образования:
  • в порядке перевода из другого образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу соответствующего уровня;
  • ранее получившие общее образование в форме семейного образования и (или) самообразования.
При приеме в Учреждение в порядке перевода из образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, прохождение аттестации  в Учреждении не является обязательным. В этом случае, помимо документов, предусмотренных пунктом 2.2. Настоящего Устава, представляется также документ образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, об уровне образования или уровне освоения обучающимися соответствующей общеобразовательной программы.
2.18. Прием в Учреждение для обучения и воспитания оформляется приказом по Учреждению. Процедура приема подробно регламентируется правилами приема в Учреждение, которые не могут противоречить Закону Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании», Типовому Положению «Об общеобразовательном учреждении Приднестровской Молдавской  Республики», Положению о школе-комплекс и настоящему Уставу.
2.19. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:
  • I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года);
 ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года). Обеспечивает освоение учащимися образовательных программ начального общего образования, в т.ч. прогимназического образования, развитие учащихся, овладение ими чтением, письмом, счётом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни, развитие эмоционально-чувственной сферы в процессе художественно-эстетического образования.
Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
  • II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет);
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ — основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет). Обеспечивает освоение учащимися образовательных программ основного общего образования, в т.ч. гимназического образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. На этой ступени учащимся предлагаются разнообразные формы деятельности, через которые ребёнок может реализовывать свой творческий потенциал.
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также профильного обучения.
 Требование обязательности основного общего образования сохраняется до достижения учащимися возраста 16-ти лет, если соответствующее образование не было получено ими ранее.
  • III ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).
ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ среднее (полное) общее образование, (нормативный срок освоения 2 года) - является завершающим этапом образовательной подготовки, обеспечивающим освоение учащимися образовательных программ данной ступени образования, в т.ч гимназического и профильного образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
В Учреждении могут быть открыты гимназические и профильные классы по различным направлениям в зависимости от запроса учащихся, их родителей (законных представителей) и возможностей Учреждения.
Учреждение по желанию родителей (законных представителей) и при наличии условий организует освоение образовательных программ, их отдельных разделов в форме обучения на дому, семейного образования, самообразования. Условия и порядок освоения образовательных программ в указанных формах обучения, права и обязанности сторон регламентируются приказом по Учреждению и договором между Учреждением и родителями (законными представителями).
Обучение на дому осуществляется на основании медицинской справки установленного образца и при наличии бюджетных средств. В каждом конкретном случае перевод на обучение на дому, преподаваемые предметы и количество часов решаются индивидуально.
Среднее (полное) общее образование является базой для получения среднего и высшего профессионального образования.
Содержание общего образования в Школе определяется программами, разрабатываемыми, утверждаемыми в установленном порядке и реализуемыми на основе государственных образовательных стандартов.
2.20. На начальной и основной ступенях обучения в соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации обучения по согласованию с Учредителем и с учетом интересов родителей (законных представителей) в Учреждении могут создаваться классы компенсирующего обучения. Наполняемость таких классов должна составлять до25 человек.
2.21. Организация образовательного процесса в Учреждении строится на основе  рабочего учебно-развивающего плана, разрабатываемого Учреждением самостоятельно в соответствии с Базисным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий. Рабочий учебный план на новый учебный год рассматривается и принимается на педагогическом совете, согласуется с учредителем и утверждается руководителем не позднее 15 июня текущего месяца. При этом: Учреждение работает в две смены по графику пятидневной учебной недели для учащихся 1-6 классов и шестидневной учебной недели для учащихся 7-11 классов:
  • продолжительность академического часа в 1-м классе составляет 35 минут, в последующих классах – 45 минут;
  • расписание занятий  предусматривает перерыв между уроками в течение 10 минут, большие перерывы между 3 и 4 уроками – 20 минут достаточной продолжительности для питания обучающихся. Начало и конец уроков определяется расписанием звонков и осуществляется по сигналам. В исключительных случаях (чрезвычайных ситуациях и т.п.) возможно проведение уроков продолжительностью по 30 минут без изменения времени на перерывы;
  • в учебном плане количество часов, отведенных на преподавание отдельных  предметов, не может быть ниже количества часов, определенных Базисным учебным планом;
  • обучение учащихся по дополнительным образовательным программам осуществляется в соответствии с учебным планом и расписанием школы искусств, не нарушающих нормы СанПиНа.
  • предельно допустимые учебные нагрузки обучающихся не могут превышать количество часов, определенных Базисным учебным планом;
  • учебный год в Учреждении начинается с 1 сентября и заканчивается в сроки, утверждённые министерством просвещения ПМР. Продолжительность учебного года в первом классе составляет 33 недели, во втором и последующих – не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации;
  • продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года в соответствии со сроками, согласованными учредителем. Для учащихся первых классов в течение учебного года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
2.22. Количество классов в Учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, а также положений и требований нормативно-правового акта, наделяющего Учреждение правом ведения образовательной деятельности. Наполняемость классов утверждается нормативно-распорядительным документом управления образования.
Учреждение при наличии соответствующих условий и запросов родителей вправе открывать группы продленного дня. Наполняемость таких групп должна составлять до 25 человек.
При проведении занятия по второму официальному языку в 1-11 классах, по иностранному языку во 2-11 классах, технологии в 5-11 классах, физической культуре в 10-11 классах, по информатике и ИКТ в 8-11 классах, классы делятся на две подгруппы, при наполняемости класса не менее 20 обучающихся.
При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
2.23. Годовой учебный план утверждается приказом директора Учреждения с учетом мнения педагогического совета Учреждения.
2.24. В Учреждении установлена отметочная система оценивания знаний учащихся.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется учителем (преподавателями) по пятибалльной системе (минимальный балл - 1; максимальный балл -5).
На первой ступени в первом классе установлена безотметочная система.
Со второго класса вводится пятибалльная отметочная система (оценка): «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» («неудовлетворительно») «1» («неудовлетворительно»).
Учитель (преподаватель), проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные), устные ответы обучающихся, приобретенные ими навыки и умения, выставляет оценку в классный журнал и дневник обучающегося. Промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются за четверть в дневник либо табель успеваемости.
В конце учебного года выставляются годовые и итоговые оценки. Итоговые оценки выставляются на основании годовых и экзаменационных оценок.
В случае несогласия обучающегося, его родителей (лиц, их заменяющих) с годовой оценкой обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему предмету комиссии, образованной педагогическим советом Учреждения.
Ежегодная промежуточная аттестация проводится в конце учебного года, начиная с 5 класса. Решение о форме проведении аттестации в данном учебном году, формах, порядке и сроках ее проведения, принимается педагогическим советом Учреждения не позднее 1 апреля. Решение педагогического совета по данному вопросу доводится до сведения участников образовательного процесса приказом директора Учреждения.
Учащиеся 2-8, 10 классов, имеющие по всем предметам, изучавшимся в этом классе, четвертные и годовые оценки 5 («отлично») награждаются Похвальным листом «За отличные успехи и примерное поведение».
2.25. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы, переводятся в следующий класс. В следующий класс могут быть условно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность не более, чем по 2 предметам.
2.26. Вопрос о переводе учащихся, которые не освоили программу учебного года и имеют академическую задолженность, решается в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами исполнительного органа государственной власти, уполномоченного правительством Приднестровской Молдавской Республики.
Ответственность за ликвидацию академической задолженности возлагается на обучающегося и его родителей (законных представителей). Учреждение в этой связи обеспечивает двухнедельную консультационную помощь учителя-предметника неуспевающему.
2.27. Учащиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года, имеющие академическую задолженность, не ликвидировавшие ее и не имеющие права на перевод согласно действующим нормативно-правовым актам, остаются на повторное обучение.
2.28. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
Перевод учащихся в следующий класс в любом случае производится по решению Педагогического совета Учреждения.
Выпускники второй ступени, не допущенные к итоговой аттестации, а также выпускники, не прошедшие итоговую аттестацию, получают справку установленного образца об обучении в Учреждении.
Выпускникам третьей ступени, не допущенным к итоговой аттестации, а также выпускникам, не прошедшим итоговую аттестацию, выдаётся справка об обучении в Учреждении установленного образца. В справке указываются итоговые отметки (в том числе и неудовлетворительные) по предметам, изучавшимся на соответствующей ступени.
2.29. Школа несет ответственность за получение основного общего образования обучаемым до достижения им 16- летнего возраста. По согласию родителей (лиц, их заменяющих), комиссии по защите прав несовершеннолетних и органа местного государственного управления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста 16 лет, может оставить организацию общего образования до получения основного общего образования.
2.30. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
Итоговая аттестация выпускников Учреждения осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, негосударственных общеобразовательных учреждений Приднестровской Молдавской Республики, утверждаемым Министерством Просвещения Приднестровской Молдавской Республики.
Выпускникам школы после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью Учреждения. Выпускникам 2 ступени обучения за отличные успехи в усвоении образовательных программ основного общего образования вручается аттестат особого образца. Выпускники, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, награждаются в установленном порядке: золотой или серебряной медаль. Выпускники 3 ступени, достигшие особых успехов в изучении 1 или нескольких предметов, награждаются Похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».
2.31. Воспитательный процесс является неотъемлемой частью образовательного, дополняет и развивает учебный процесс.
Воспитание личности осуществляется через учебные занятия; внеурочную работу в классных коллективах; общешкольные коллективные творческие дела; семью; внешкольную среду.
Ключевой фигурой воспитательной работы с учащимися является классный руководитель.
2.32. Учреждение может оказывать на договорной основе обучающимся, населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные и прочие услуги, не предусмотренные соответствующими общеобразовательными программами и государственными образовательными стандартами, в соответствии с Положением "О порядке предоставления дополнительных платных образовательных услуг государственными (муниципальными) организациями образования Приднестровской Молдавской Республики".
 
III. ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
3.1. За Учреждением учредитель – Государственная администрация г. Тирасполь, в лице главы Государственной администрации закрепляет имущество, принадлежащее учредителю на праве собственности.
Учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за ней собственности. Контроль за деятельностью Учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным лицом, уполномоченным собственником.
3.2. Учреждение не вправе заключать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение основных фондов Учреждения (кроме основных фондов, приобретенных за счет собственных средств Учреждения) в пользу третьих лиц. Такие сделки и договорные отношения являются недействительными с момента их заключения.
3.3. Деятельность Учреждения финансируется ее учредителем в соответствии с договором между ними. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются:
  • собственные средства учредителя;
  • бюджетные и внебюджетные средства;
  • средства, полученные от родителей (лиц, их заменяющих);
  • добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
  • средства спонсоров;
  • доход, полученных в результате оказания дополнительных платных образовательных и иных услуг;
  • другие источники, не запрещенные законом.
3.4. Учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами, в частности, устанавливает работникам ставки заработной платы (должностных  окладов) на основе решения тарификационной комиссии: определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда, а также структуру управления деятельностью Учреждения, штатное расписание на основе типового, распределение должностных обязанностей.
3.5. Учреждение вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, предусмотренную настоящим Уставом и распоряжаться доходами от этой деятельности.
Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается на отдельном балансе.
3.6. Учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, поставленных перед ней как общеобразовательным учреждением.
К предпринимательской деятельности Учреждения относятся:
  • сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
  • оказание платных дополнительных услуг, а именно:
1)      оформление дубликатов документов об образовании;
2)      ксерокопирование;
3)      организация подготовительных курсов, спецкурсов, факультативов, углубленное изучение предметов, выходящих за рамки  государственных образовательных  стандартов;
4)      организация занятий в спортивно-оздоровительных кружках и секциях;
5)      организация отдыха и досуга по заявкам граждан.
Предельная стоимость услуг устанавливается Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики на каждый финансовый год.
Доходы Учреждения от оказания платных услуг являются специальным бюджетным финансированием Учреждения и направляются на материальное поощрение, оплату труда работников, налоговые платежи, развитие материально-технической базы Учреждения, покрытие расходов по коммунальным услугам и услугам связи, приобретение канцелярских и хозяйственных товаров и иные цели в соответствии с действующим законодательством.
Деятельность Учреждения предусмотренная настоящим пунктом, относится к предпринимательской деятельности только в том случае, если получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в Учреждении.
В своей предпринимательской деятельности Учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Приднестровской Молдавской Республики, в области предпринимательской деятельности, доход от которой реинвестируется на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в Учреждении.
3.7. Доходная (в том числе предпринимательская) деятельность школы может быть прекращена (приостановлена) в случае и порядке, предусмотренном законом.
3.8. Учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ей физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, а также на доходы от собственной деятельности Учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности. Учреждение самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается этой собственностью и учитывает ее на отдельном балансе.
3.9. Учреждение совместно с учредителем обязано обеспечить содержание закрепленных за ней и (или) принадлежащих ей на праве собственности зданий, сооружений, имущества, оборудования и другого имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне не ниже определяемого нормативами, действующими на территории г. Тирасполь.
Развития материально-технической базы Учреждения осуществляется самим Учреждением в пределах закрепленных за ней учредителем и собственных средств. Расходы на текущий и капитальный ремонты несет учредитель.
3.10. В Учреждении на добровольных началах может образовываться фонд или общественная организация с целью содействия развитию образования. Фонд или общественная организация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством ПМР.
 
IV. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ
4.1. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики и настоящим Уставом на принципах демократии, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности, единоначалия и самоуправления.
4.2. К исключительной компетенции Учредителя относятся:
  • утверждение Устава Учреждения, внесение изменений и дополнений к нему;
  • согласование штатного расписания Учреждения;
  • контроль над деятельностью Учреждения, в том числе финансово-хозяйственной;
  • контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности Учреждения;
  • создание, реорганизация и ликвидация Учреждения как общеобразовательного учреждения;
  • назначение, перемещение и освобождение от должности директора Учреждения производится по представлению начальника МУ «УНО г.Тирасполь» и на основании распоряжения главы Государственной администрации г. Тирасполя и г. Днестровска;
  • финансирование деятельности Учреждения.
4.3. Формами самоуправления Учреждения являются: Школьный Совет, Педагогический Совет, Методический совет, Родительский комитет Учреждения, Попечительский совет, орган ученического самоуправления Учреждения и другие установленные формы самоуправления Учреждения.
4.4. Школьный Совет избирается на 2 года и состоит из компетентных представителей: директора Учреждения, 6 представителей трудового коллектива Учреждения, 6 (при наличии 1 представителя детских общественных объединений) или 7 представителей учащихся третьей ступени общего образования, 7 представителей Родительской общественности Учреждения и 1 представителя детских общественных объединений (при наличии).
4.5. Члены Школьного Совета избираются на заседаниях соответствующих органов самоуправления Учреждения (педсовета, родительского комитета и органа ученического самоуправления). Председатель  Совета избирается большинством голосов.
4.6. К компетенции Школьного Совета относится:
• разработка Устава Учреждения, вносимых в него изменений и дополнений;
• определение приоритетных направлений деятельности Учреждения,
 принципов формирования и использования его имущества;
• утверждение основных направлений развития Учреждения;
• создание временных или постоянных комиссий, советов по различным направлениям работы Учреждения и определение их полномочий;
• участие в реорганизации и ликвидации Учреждения;
• создание филиалов и открытие представительств Учреждения;
• участие в других организациях;
• принятие локальных нормативных актов Учреждения, в части касающейся прав, свобод и обязанностей участников образовательного процесса;
• обеспечение совместно с родителями (законными представителями) социальной защиты учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы учащихся;
• введение школьной формы и требований к ней;
• организация работы по привлечению внебюджетных средств, определение направления их использования, осуществление контроля их расходования;
• содействие организации и совершенствованию образовательного и воспитательного процессов;
• заслушивание отчётов о работе директора Учреждения и органов самоуправления Учреждения;
• содействие совершенствованию материально-технической базы Учреждения, благоустройству его помещений и территорий;
• ходатайство о снятии взысканий с учащихся;
• рассмотрение конфликтов между педагогическими работниками и учащимися, если стороны конфликта остались неудовлетворенными решением Комиссии по этике.
4.7. Заседания Школьного Совета проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Внеочередные заседания совета Учреждения проводятся по требованию одной трети его состава, собрания обучающихся II и III ступеней, родительского собрания, педагогического совета Учреждения, директора Учреждения.
4.8. Решения Школьного Совета принимаются открытым голосованием, простым большинством голосов при участии в заседании не менее 2/3 членов Совета. При равном количестве голосов решающим является голос председателя Совета Учреждения.
Представители, избранные в совет Учреждения, выполняет свои обязанности на общественных началах.
План работы Совета утверждается на первом заседании Совета. Решение Совета оформляется протоколом. Протоколы подписываются Председателем Совета и в установленные сроки.
4.9. Решения Совета обязательны для всех работников Учреждения, учащихся, родителей (законных представителей).
4.10. Спорные вопросы, возникающие между Школьным Советом и администрацией Учреждения, разрешаются Учредителем.
4.11. В целях рассмотрения педагогических и методических проблем, вопросов организации образовательного процесса, изучения и распространения передового педагогического опыта в учреждении действует Педагогический совет.
4.12. Педагогический совет собирается не реже 6 раз в год и работает согласно утвержденного плана.
4.13. Решения Педагогического совета принимаются простым большинством голосов при наличии на заседании не менее 2/3 его членов. При равном его количестве голосов решающим является голос председателя Педагогического совета. В случае несогласия председателя педсовета с его решением, директор Учреждения приостанавливает выполнение решения и обращается в вышестоящий орган управления образованием.
4.14. Членами Педагогического совета являются все руководящие, педагогические работники и работники учебно-вспомогательных служб (библиотекарь, психолог, логопед т.д.) Учреждения. Председателем Педагогического совета является директор. Педагогический совет выбирает секретаря сроком на один год. Процедура голосования определяется педагогическим советом Учреждения. Решения педагогического совета реализуются приказами директора Учреждения.
4.15. В Учреждении создается Методический совет, который действует на основании соответствующего положения. Председатель Методического совета назначается директором Учреждения. Членами методического совета могут являются заместители директора по учебной и воспитательной работе, руководители методических объединений, руководители творческих групп, руководители школьных методических объединений, научные руководители высших учебных заведений, сотрудничающих с Учреждением.
4.16. К компетенции Методического совета относится:
  • обсуждение и выбор образовательной программы, учебных планов, программ, учебников, форм, методов образовательного процесса и способов их реализации;
  • организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, изучению передового опыта;
  • проведение опытно-экспериментальной работы, определение взаимодействия Учреждения с высшими учебными заведениями, средними специальными учебными заведениями, добровольными обществами, отделениями творческих союзов, другими государственными и общественными организациями;
  • участие в проведении аттестации педагогических работников Учреждения;
  • внесение предложений в органы управления народного образования о направлении педагогических работников Учреждения на курсы повышения квалификации, стажировку (в том числе и за рубеж), в аспирантуру, а также внесение предложений о представлении педагогических и других работников Учреждения к различным видам поощрения;
  • экспертиза авторских программ педагогических работников Учреждения;
  • другие вопросы, связанные с методическим и научным обеспечением образовательного процесса в Учреждении.
4.17. Решения Методического совета принимаются простым большинством голосов при наличии на заседании не менее 2/3 его членов. При равном его количестве голосов решающим является голос председателя 45 Решения Методического совета принимаются простым большинством голосов при наличии на заседании не менее 2/3 его членов. При равном его количестве голосов решающим является голос председателя Совета.
4.18. Попечительский совет учреждения является добровольным объединением спонсоров, созданным для содействия внебюджетному финансированию Учреждения и оказанию ей организационной, консультационной  и иной помощи.
По решению общего собрания спонсоров и с соблюдением законодательства об общественных организациях попечительский совет Учреждения регистрируется в установленном порядке.
Попечительский совет участвует в управлении Учреждением путем принятия обязательных для Учреждения решений по использованию передаваемых ей средств и имущества объединенного спонсорского фонда.
В качестве организующего и направляющего органа в работе с родителями (законными представителями) создаются Родительский комитет Учреждения (родительские комитеты классов), действующий на основании соответствующего положения.
4.19. В компетенцию родительского комитета входит:
• укрепление связи между семьёй и Учреждением в целях установления единства воспитательного влияния на детей;
• привлечение родительской общественности к активному участию в жизни Учреждения и класса, к организации внеклассной работы;
• участие в организации педагогического просвещения среди родителей (законных представителей);
• оказание помощи в укреплении учебно-материальной базы Учреждения (класса).
4.20. Родительский комитет избирается родительским собранием Учреждения (класса) в начале учебного года сроком на один год. Количество его членов устанавливается решением родительского собрания.
4.21. В качестве организующего и направляющего органа в работе с родителями (законными представителями) создается Родительский комитет Учреждения (родительские комитеты классов), действующие на основании соответсвующего положения.
4.22. В компетенцию родительского комитета входит:
• укрепление связи между семьёй и Учреждением в целях установления единства воспитательного влияния на детей;
• привлечение родительской общественности к активному участию в жизни Учреждения и  класса, к организации внеклассной работы;
• участие в организации педагогического просвещения среди родителей (законных представителей);
• оказание помощи в укреплении учебно-материальной базы Учреждения (класса).
4.23. Родительский комитет избирается родительским собранием Учреждения (класса) в начале учебного года сроком на один год. Количество его членов устанавливается решением родительского собрания.
4.24. Общее собрание трудового коллектива школы собирается по мере надобности, но не реже 2 раза в год. Общее собрание трудового коллектива Учреждения вправе принимать решения, если в его работе участвует более половины сотрудников, для которых Учреждение является основным местом работы.
Решения общего собрания трудового коллектива Учреждения принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании работников.
Процедура голосования определяется общим собранием трудового коллектива Учреждения.
К исключительной компетенции общего собрания трудового коллектива Учреждения относятся:
  • утверждение правил внутреннего трудового распорядка Учреждения по представлению директоров Учреждения;
  • принятие решения о необходимости заключения коллективного договора;
  • образование органа общественной самоуправления - совета трудового коллектива - для ведения коллективных переговоров с администрацией Учреждения по вопросам заключения, изменения, дополнения коллективного договора и контроля за его выполнением;
  • утверждение коллективного договора;
  • заслушивание ежегодного отчета совета трудового коллектива и администрации Учреждения о выполнении  коллективного трудового договора;
  • определение численности и срока полномочий комиссии по трудовым спорам Учреждения, избрание ее членов (для школ с числом работающих не менее 15 человек);
  • выдвижение коллективных требований работников Учреждения и избрание полномочных для участия в разрешении коллективного трудового спора.
4.25. Непосредственное управление Учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, который назначается МУ «УНО г. Тирасполь» по согласованию с учредителем.
Должностные обязанности директора Учреждения не могут исполняться по совместительству. Директор действует на основе единоначалия, решает все вопросы деятельности Учреждения, не входящие в компетенцию органов самоуправления Учреждения и учредителя.
В частности, директор Учреждения без доверенности:
  • действует от имени  Учреждения, представляет  ее интересы  во всех отечественных и зарубежных организациях, государственных и местных органах;
  • заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности;
  • открывают в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения имуществом и средствами Учреждения в пределах установленных законом и настоящим Уставом;
  • издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся Учреждения;
  • утверждает штатное расписание, графики работы и расписания занятий;
  • распределяет обязанности между работниками Учреждения, утверждает должностные инструкции;
  • распределяет учебную нагрузку, устанавливает ставки и должностные оклады работников Учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных республиканскими и местными нормативами;
  • устанавливает надбавки и доплаты к должностным окладам работников Учреждения;
  • принимает и увольняет педагогический, административно-хозяйственный персонал, учитывая договорные, обязательства сторон, определенных в контракте;
  • создает условия для творческого роста педагогических работников, применения ими передовых форм и методов обучения  воспитания, осуществления педагогических экспериментов;
  • приостанавливает решение совета школы в случае их противоречия действующему законодательству ПМР.
Совмещение должности директора Учреждения с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне Учреждения не допускается.
Директор Учреждения, в установленном Учредителем порядке, руководит всей деятельностью и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Учреждение функций.
Директор Учреждения несет ответственность за:
  1. целевое, рациональное, экономное использование бюджетных и внебюджетных финансовых средств, выделяемых Учреждению;
  2. подбор, расстановку кадров и служебную дисциплину работников Учреждения;
  3. в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики несет ответственность за организацию бухгалтерского учета в Учреждении, в части касающейся Учреждения;
  4. нецелевое использование средств местного бюджета;
  5. принятие обязательств сверх, доведенных лимитов бюджетных обязательств;
  6. другие нарушения бюджетного законодательства ПМР;
  7. жизнь и здоровье обучающихся.
4.26. В компетенцию директора входит:
  1. организация деятельности Учреждения и руководство деятельностью Учреждения;
  2. проведение мероприятий по повышению уровня профессиональной подготовки педагогических работников и других работников Учреждения;
  3. контроль за финансово-хозяйственной, учебно-воспитательной, методической деятельностью в соответствующих структурных подразделениях Учреждения;
  4. участие в совершенствовании  нормативно-правовой базы, в части, касающейся деятельности Учреждения;
  5. совершенствование организационно штатной структуры Учреждения и его информационного обеспечения.
  6. осуществление других полномочий, предусмотренных должностной инструкцией.
4.27. В целях реализации задач научно-методической, опытно-экспериментальной, исследовательской и инновационной деятельности в Учреждении могут создаваться опытно-экспериментальные лаборатории, инновационные центры, творческие объединения и т. д. по направлениям работы Учреждения.
4.28. Детские общественные объединения функционируют в Учреждении на основании своих уставов и положений, в соответствии с действу­ющим законодательством и Уставом Учреждения. Учреждение координирует деятельность общественных объединений.
Отношения администрации, трудового коллектива, родительской общественности и ученического коллектива строятся на основе взаимоуважения, доверия, ответственности и сотрудничества.
4.29. Для работников общеобразовательного учреждения работодателем является данное учреждение. Порядок приема, перевода и увольнения, а также другие вопросы, касающиеся трудовой деятельности, регулируются действующим трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Заработная плата (должностной оклад) работнику учреждения выплачивается за выполнение им функциональных обязанностей и работ, в соответствии с действующим законодательством по оплате труда. Выполнение работником Учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному соглашению.
Размер ставок заработной платы и должностных окладов работников Учреждения устанавливается в соответствии с условиями оплаты труда на основе "Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы".
 
V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
 
5.1. Участниками образовательного процесса в Учреждении являются учащиеся, педагогические работники учреждения, родители (законные представители) учащихся.
5.2. Учащиеся школы имеют право на:
  • получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • выбор формы обучения;
  • посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
  • бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки Учреждения с учетом установленной арендной платы за учебники, за исключением учебников, за которые взимается установленная арендная плата;
  • получение дополнительных (в том числе платных) образовательных и иных услуг;
  • участие в управлении Учреждением;
  • уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации;
  • награждение почетными грамотами, золотыми и серебряными медалями, грамотами за особые успехи в учебе, активное участие в жизни класса школы.
5.3. Учащиеся школы обязаны:
  • выполнять Устав Учреждения, правила для учащихся, законные требования работников Учреждения; другие локальные нормативные акты Учреждения в части их касающейся;
  • соблюдать нормы и правила коллективной жизни;
  • добросовестно учиться по мере своих способностей;
  • бережно относиться к имуществу Учреждения, уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
  • осуществлять дежурство по школе, классу согласно графику и порядку дежурства;
  • строго соблюдать правила техники безопасности и этики поведения на уроках, переменах и во время проведения внеклассных мероприятий;
  • приходить в школу в опрятном виде, в форменной одежде, с аккуратной прической без украшений.
Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускаются. Порядок применения мер поощрения и взыскания регламентируется правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся Учреждения.
Привлечение обучающихся Учреждения без согласия обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
5.4. Учащимся Учреждения запрещается:
  • пропускать учебные занятия без уважительных причин;
  • совершать действия, нарушающие образовательный процесс;
  • оскорблять участников образовательного процесса и работников Учреждения, сквернословить;
  • портить имущество и оборудование Учреждения;
  • приносить, передавать, использовать в Учреждении оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсичные и наркотические вещества;
  • курить в помещении и на территории Учреждения;
  • использовать любые средства и вещества, способные привести к взрывам и пожарам;
  • применять физическую силу для выяснения отношений, запугивание и вымогательство;
  • производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих.
5.5. В случае нарушения Устава Учреждения, правил поведения учащихся, общепринятых норм и правил коллективной жизни на обучающегося может быть наложено взыскание:
  • замечание классного руководителя;
  • замечание учителя или воспитателя;
  • замечание или выговор в приказе по школе;
  • отстранение от уроков на определенный срок, лишение права участвовать во внеклассных мероприятиях, представлять Учреждение за его пределами на определенный период времени;
  • исключение из Учреждения.
5.6. Исключение из Учреждения является исключительной мерой наказания в случае совершения учащимся противоправных действий, грубого и неоднократного нарушения Устава Учреждения.
Допускается исключение из Учреждения учащихся, достигших возраста 14 лет, на второй, третьей ступенях общего образования, в соответствии с Законом ПМР "Об Образовании", с согласия комиссии по защите прав несовершеннолетних.
Решение об исключении из Учреждения принимает Педагогический Совет Учреждения. Решение Педагогического Совета Учреждения об исключении принимается в присутствии учащегося и его родителей (законных представителей). Отсутствие на заседании Педагогического Совета Учреждения без уважительной причины обучающегося, его родителей (законных представителей) не лишает Педагогического Совета Учреждения возможности рассмотреть вопрос об исключении.
Под неоднократным нарушением понимается совершение учащимся, имеющим два или более дисциплинарных взыскания в течение 1 учебного года, наложенным директором Учреждения, нового, как правило, грубого нарушения дисциплины.
Грубым нарушение дисциплины признается нарушение, которое повлекло или реально могло повлечь за собой тяжкие последствия в виде:
  • причинения ущерба жизни и здоровью учащихся, сотрудников, посетителей Учреждения;
  • причинения ущерба имуществу Учреждения, имуществу учащихся, сотрудников, посетителей Учреждения;
  • дезорганизация учебно-воспитательного процесса Учреждения.
Решение об исключении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается Советом Учреждения с предварительного согласия соответствующего органа опеки и попечительства.
Решение Совета Учреждения об исключении учащихся оформляется приказом директора Учреждения.
Об исключении учащегося директор Учреждения в 3-дневный срок информирует МУ «Управление народного образования города Тирасполь». МУ «УНО г. Тирасполь» совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимает меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении либо иной форме обучения.
5.7. Родители (лица, их заменяющие) учащихся Учреждения имеют право:
  • защищать законные права и интересы учащихся;
  • выбирать формы обучения;
  • знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса;
  • знакомиться с Уставом Учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
  • обращаться в Совет школы по возникшим спорным и конфликтным вопросам.
  • участвовать в управлении Учреждения.
  • оказывать добровольное пожертвование и целевые взносы;
  • вносить предложения администрации Учреждения, классным руководителям, учителям по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
  • по согласованию с администрацией присутствовать на уроке;
  • в исключительных случаях обращаться к директору с заявлением об освобождении от занятий детей по уважительным причинам.
5.8. Родители (лица, их заменяющие) учащихся обязаны:
  • нести ответственность за воспитание своих детей и их поведение в Учреждении и вне его; злостное невыполнение обязанности по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей; за употребление ребенком наркотических веществ без назначения врача или за совершение им других правонарушений;
  • создавать необходимые условия для получения детьми образования, в том числе материальных и бытовых;
  • следить за состоянием здоровья детей;
  • обеспечивать контроль за режимом дня и режимом питания учащихся;
  • обеспечить ликвидацию учащимися академической задолженности;
  • посещать родительские собрания;
  • нести материальную ответственность за ущерб, причиненный другим участникам образовательного процесса и Учреждению по вине ребенка;
  • ежедневно контролировать учебную деятельность ребенка, ее результаты, проверять дневник;
  • соблюдать этику поведения для родителей (законных представителей) установленную в Учреждении;
  • заявляться в Учреждение по вызову классного руководителя или администрации Учреждения;
  • обеспечивать и контролировать регулярное посещение ребенком учебных занятий;
  • осуществлять взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса на основе сотрудничества;
  • своевременно ставить Учреждение в известность о возможном отсутствии ребенка на учебных занятиях;
  • выполнять настоящий Устав, решения органов управления Учреждения и другие локальные акты, в части их касающейся;
  • нести другие обязанности, предусмотренные действующим законодательством.
Другие права и обязанности родителей могут закрепляться в заключенном между ними и Учреждением договоре в соответствии с Уставом.
За недобросовестное выполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению детей родителям (или лицам, их заменяющим) администрация может принять следующие меры:
  • рассмотрение вопроса на совещании у директора (зам. Директора) совете профилактики, на Педагогическом совете;
  • сообщение в инспекцию по делам несовершеннолетним, комиссию по защите прав несовершеннолетних;
  • сообщение по месту работы
5.9. Педагогические работники Учреждения имеют право:
  • защищать свою профессиональную честь и достоинство;
  • свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники согласно перечням, утверждённым нормативно-правовым и методическим документам;
  • защиту от излишнего и неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей педагогов;
  • занятие научной деятельностью, участие в работе временных творческих групп по созданию новых учебников, новых пособий и методических разработок
  • повышать свою квалификацию;
  • пользоваться информационными ресурсами Учреждения;
  • аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить её в случае успешного прохождения аттестации;
  • участвовать в управлении Учреждением в форме, определенной настоящим Уставом;
  • на получение пенсии по выслуге лет в порядке, установленном законодательством ПМР;
  • на длительный, сроком до одного года, отпуск без сохранения заработной платы, предоставляемый через десять лет непрерывной педагогической работы;
  • на получение льгот и компенсаций, предусмотренных законодательством ПМР;
  • вносить предложения по улучшению работы Учреждения и совершенствованию образовательного процесса;
  • в случае несогласия с оценкой своей работы, с решением администрации обращаться в вышестоящие органы.
  • Защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей педагога.
5.10. Педагогические работники Учреждения обязаны:
  • приходить на уроки (занятия) за 15 минут до их начала, а в начальной школе провожать учащихся к выходу из Учреждения с последнего урока;
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с анализом образовательной деятельности, участвовать в заседаниях Педагогического, Методического советов, рабочих совещаниях, заседаниях Совета Учреждения, конференциях, лично участвовать при подведении итогов своей работы на любом уровне контроля;
  • ставить в известность администрацию Учреждения о случаях грубого нарушения Устава и о ставших известными правонарушениях;
  • выполнять настоящий Устав, Трудовой договор, Правила внутреннего трудового распорядка и должностную инструкции;
  • удовлетворять требованиям соответствующих педагогических характеристик и соблюдать нормы педагогической этики принятые в Учреждении;
  • развивать педагогику сотрудничества с учащимися, создавать благоприятный эмоциональный фон общения;
  • развивать способности учащихся, формировать у них навыки учебной работы, обучать различным способам получения и обработки учебной информации, воспитывать навыки учебного труда на принципах сотрудничества и взаимоуважения;
  • заботиться об охране здоровья учащихся в Учреждении, знать их индивидуальные особенности, поддерживать связь с их родителями (законными представителями);
  • выполнять правила и инструкции по технике безопасности на уроке и во внеурочной деятельности с детьми;
  • активно участвовать в опытно-экспериментальной и научно-методической работе Учреждения;
  • систематически повышать свой образовательный уровень, педагогическую квалификацию, стремиться к самосовершенствованию, быть примером для воспитанников;
  • проходить курсы повышения квалификации согласно плану Учреждения.
  • участие в управлении Учреждением в порядке, определяемом настоящим Уставом;
  • защиту профессиональной чести и достоинства.
5.11. Работники обязаны соблюдать:
  • Устав школы;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • трудовой договор (контракт);
  • должностную инструкцию, приказы и распоряжения работодателя;
  • нести ответственность за эффективность учебно-воспитательного процесса;
  • заботиться об охране здоровья учащихся, изучать их индивидуальные способности и условия жизни, поддерживать постоянный контакт с родителями (лицами, их заменяющими);
  • привлекать общественность к активному участию в преобразованиях, проводимых педагогами Учреждения;
  • воздерживаться от действий и высказываний, ведущих к осложнению морально-психологического климата в коллективе;
  • проходить ежегодное медицинское обследование;
  • уважительно относиться к своим воспитанникам и их родителям (лицам, их заменяющим);
  • бережно относиться к имуществу Учреждения.
Педагогический работник несет ответственность за качество обучения учащихся, уровень знаний по своему предмету.
5.12. К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие квалификацию, определяемую типовым положением о соответствующем типе организации образования, при этом они обязательно должны иметь высшее профессиональное или среднее профессиональное образование либо пройти в установленном порядке профессиональную подготовку.
К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, устанавливаются законами.
5.13. Для работников Учреждения работодателем является данное Учреждение. Трудовые отношения работника и Учреждения регулируются Трудовым договором.
5.14. Объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами и других условий работы. Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.
Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов и групп.
В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников может быть разной в первом и втором полугодиях.
При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых Учреждение является основным местом работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания в классах.
5.15. С родителями (законными представителями) учащихся  заключается индивидуальный договор, регламентирующий права, обязанности и взаимоотношения сторон.
Взаимоотношения участников образовательного процесса строятся на основе сотрудничества, уважения личности, приоритета общечеловеческих ценностей. Все участники образовательного процесса пользуются равными правами в пределах действующего законодательства и настоящего Устава.
5.16. Служебное расследование нарушений педагогическим работником Учреждения норм профессионального поведения может быть только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. Ход служебного расследования и принятые по его результатам решения могут быть переданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника школы, за исключением случаев, предусмотренных законом.
 
VI. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ
6.1. Бухгалтерский учет осуществляется централизованной бухгалтерией МУ «Управление народного образования г. Тирасполь». Руководитель вправе заключать договоры на поставку товаров и оказание услуг, трудовые соглашения, которые в обязательном порядке подлежат визированию главным бухгалтером централизованной бухгалтерии МУ «Управление народного образования г. Тирасполь», получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды, разрешать выдачу авансов своим сотрудникам и оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой.
6.2. Учреждение предоставляет необходимую бухгалтерскую отчетность в централизованную бухгалтерию МУ «Управление народного образования г. Тирасполь» и в соответствующие контролирующие органы по средствам, находящимся на балансе, а также по средствам поступающим на добровольных началах от фондов в соответствии с законодательством ПМР.
6.3. Должностные лица Учреждения несут установленную законодательством ПМР дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность за искажение государственной отчетности.
6.4. Контроль за соблюдением финансово-хозяйственной дисциплины осуществляется соответствующими органами в пределах своей компетенции и Учредителем.
6.5. Финансовый год устанавливается с 1 января по 31 декабря.
 
VII. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В УСТАВ
7.1. Изменения и дополнения в настоящий Устав вносятся после их утверждения Учредителем и регламентируются в установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республике порядке.
7.2. Изменения и дополнения настоящего Устава принимаются Советом Школы, утверждаются и регистрируются в установленном порядке.
 
VIII. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ
Учреждение вправе сотрудничать с международными организациями образования в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики
IX. ЛОКАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ШКОЛЫ
 
9.1. Для обеспечения уставной деятельности Учреждение руководствуется локальными правовыми актами:
  • Коллективным договором и Правилами внутреннего трудового распорядка;
  • Положением «О Педагогическом совете»;
  • Положением «О Школьном совете»;
  • Положением «О методическом совете»;
  • Правилами о поощрениях и взысканиях учащихся;
  • Правилами о зачислении обучающихся в МОУ «ТСШК №12»;
  • Положение об общешкольном родительском комитете;
  • Положение о правилах поведения учащихся;
  • Положение о методическом объединении;
  • Положение о поощрениях, наградах и взысканиях учащихся МОУ «ТСШК №12»
9.2. Локальные правовые акты Учреждения не могут противоречить действующему законодательству Приднестровской Молдавской Республики.
9.3. Если Учреждение принимает локальные правовые акты помимо перечисленных в приложении № 1 настоящего Устава, эти акты подлежат регистрации в установленном порядке в качестве дополнений к Уставу Учреждения.
X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
10.1. Лица, принимаемые на работу в Учреждение, родители (лица, их заменяющие), обучающиеся II и III ступеней должны быть ознакомлены с настоящим Уставом.
10.2. Прекращение деятельности Учреждения как юридического лица осуществляется в форме реорганизации или ликвидации.
10.3. Учреждение может быть реорганизовано в иное образовательное учреждение по решению учредителя, если это не влечет за собой нарушения обязательств Учреждения или если учредитель принимает эти обязательства на себя. При реорганизации школы (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) ее Устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
10.4. Реорганизация и ликвидация Учреждения, осуществляется только по окончанию учебного года. Учредитель обязан обеспечить перевод обучающихся в другие образовательные учреждения по согласованию с родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся.
10.5. Процедура реорганизации или ликвидации Учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
10.6. При ликвидации Учреждения денежные средства и иное имущество, принадлежащее Учреждению на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию обязательств направляются на цели развития столичного образования.
10.7. Учреждение обеспечивает учет, сохранность документов по личному составу, а в случае ликвидации в установленном порядке обязана своевременно передать их в архив на государственное хранение.
10.8. При ликвидации, реорганизации Учреждения его печать, штамп сдаются в соответствующие органы для дальнейшего их уничтожения в соответствие с установленными требованиями.