Критерий |
Показатель |
Уровень и признаки проявления воспитанности |
Высокий |
Достаточный |
Низкий |
Неудовлетворительный |
Отношение к обществу |
Ответственность |
Выполняет общественные поручения охотно и с желанием, ответственно, требует такого же отношения от других |
Выполняет общественные поручения охотно, ответственно, но не требует этого от других |
Неохотно выполняет поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей |
Уклоняется от общественных поручений, безответственный |
Навыки конструктивной коммуникации в межличностном общении |
Умеет слушать и слышать собеседника, вести диалог, используя различные средства, быстро и легко входит в контакт с другими людьми, умеет проектировать и анализировать результаты общения, предупреждать и гасить конфликты |
Умеет слушать и слышать собеседника, затрудняется вести диалог, используя различные средства, быстро и легко входит в контакт с другими людьми, умеет проектировать общения, старается уклоняться от конфликтов |
Умеет слушать собеседника, избегает ситуации межличностного общения, не умеет проектировать результаты общения, часто выступает участником конфликтов. |
Не умеет слушать и слышать собеседника, ведет диалог в агрессивной форме, не умеет проектировать результаты общения, провоцирует конфликты. |
Отношение к труду |
Дисциплин- нированность |
Примерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует соблюдения этих качеств от других |
Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других |
Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых. |
При наличии требований со стороны педагогов и товарищей часто нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия окружающих |
Отношение к учению |
Явно выражает желание учится, трудолюбив и прилежен, добивается хороших результатов в учении, охотно помогает товарищам |
Учится в меру своих сил, желание учится присутствует, хорошо учится сам, но товарищам помогает лишь тогда, когда поручают или просят |
Учится не в полную силу, не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей |
Не проявляет интереса к учению и учится плохо |
Бережливость |
Бережет школьное имущество, призывает к этому других |
Сам бережлив, но не интересуется бережливы ли его товарищи |
Проявляет бережливость, если чувствует контроль со стороны учителей, старших товарищей |
Небережлив, наносит ущерб школьному имуществу и восстанавливает его лишь после настоятельных требований |
Отношение к общественно полезному труду |
Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к самообслуживанию и другим видам труда, умело организует труд других |
Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес и добросовестное отношение к труду, но других на общественно- полезный труд не организует и не побуждает |
Трудится при наличии привлекательного стимула, требований и контроля со стороны педагогов и товарищей |
Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля |
Отношение к людям |
Коллективизм и товарищество |
Уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, выполняет поручения, организует полезные дела коллектива |
Считается с интересами коллектива, выполняет поручения. |
Отзывается на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует неохотно, сам не организует полезные дела |
Необщительный, уклоняется от участия в коллективных делах |
Доброта и отзывчивость |
Добрый, заботливый, охотно помогает тем, кто нуждается в его помощи, побуждает на добрые дела товарищей |
Добрый, отзывчивый, часто помогает в трудную минуту, но других на добрые дела не организует |
Помогает другим, если поручает учитель или коллектив |
Недоброжелателен, груб с товарищами |
Честность и правдивость |
Верен своему слову, правдив со взрослыми и товарищами, добросовестно признается в своих проступках и того же требует от других |
Верен своему слову, правдив со взрослыми и товарищами, добросовестно признается в своих проступках, но не требует честности и правдивости от других |
Не всегда выполняет обещания, не сразу признается в своих проступках, а лишь после осуждения старшими и товарищами |
Часто неискренен, обманывает |
Отношение к самому себе |
Скромность |
Скромен и одобряет эти качества у других |
Скромен, но не интересуется, обладают ли этими качествами окружающие его люди |
Скромен в присутствии старших и педагогов |
Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам |
Отношение к своему здоровью |
Заботится о своем здоровье, стремится к здоровому образу жизни, привлекает к нему других |
Заботится о своем здоровье, стремится к здоровому образу жизни, не интересуется образом жизни других |
Равнодушно относится к своему здоровью, не прикладывает усилий по сохранению и укреплению своего здоровья |
Пренебрежительно относится к своему здоровью, демонстрирует наличие вредных привычек |
Отношение к Родине |
Гражданская идентичность |
Положительно относится к Родине, знает и уважает государственные символы, традиции, бережно относится к истории и языкам народов Приднестровья, гордится своей республикой. |
Положительно относится к Родине, знает и уважает государственные символы, традиции, не интересуется вопросами истории и языкам народов Приднестровья |
Положительно относится к Родине, не знает государственных символов, равнодушен к вопросам истории Приднестровья. |
Негативное отношение к Родине, высказывает пренебрежительное отношение к ее государственным символам и истории Приднестровья. |