| Критерий | Показатель | Уровень и признаки проявления воспитанности | |||
| Высокий | Достаточный | Низкий | Неудовлетворительный | ||
| Отношение к обществу | Ответственность | Выполняет общественные поручения охотно и с желанием, ответственно, требует такого же отношения от других | Выполняет общественные поручения охотно, ответственно, но не требует этого от других | Неохотно выполняет поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей | Уклоняется от общественных поручений, безответственный |
| Навыки конструктивной коммуникации в межличностном общении | Умеет слушать и слышать собеседника, вести диалог, используя различные средства, быстро и легко входит в контакт с другими людьми, умеет проектировать и анализировать результаты общения, предупреждать и гасить конфликты | Умеет слушать и слышать собеседника, затрудняется вести диалог, используя различные средства, быстро и легко входит в контакт с другими людьми, умеет проектировать общения, старается уклоняться от конфликтов | Умеет слушать собеседника, избегает ситуации межличностного общения, не умеет проектировать результаты общения, часто выступает участником конфликтов. | Не умеет слушать и слышать собеседника, ведет диалог в агрессивной форме, не умеет проектировать результаты общения, провоцирует конфликты. | |
| Отношение к труду | Дисциплин- нированность | Примерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует соблюдения этих качеств от других | Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других | Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых. | При наличии требований со стороны педагогов и товарищей часто нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия окружающих |
| Отношение к учению | Явно выражает желание учится, трудолюбив и прилежен, добивается хороших результатов в учении, охотно помогает товарищам | Учится в меру своих сил, желание учится присутствует, хорошо учится сам, но товарищам помогает лишь тогда, когда поручают или просят | Учится не в полную силу, не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей | Не проявляет интереса к учению и учится плохо | |
| Бережливость | Бережет школьное имущество, призывает к этому других | Сам бережлив, но не интересуется бережливы ли его товарищи | Проявляет бережливость, если чувствует контроль со стороны учителей, старших товарищей | Небережлив, наносит ущерб школьному имуществу и восстанавливает его лишь после настоятельных требований | |
| Отношение к общественно полезному труду | Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к самообслуживанию и другим видам труда, умело организует труд других | Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес и добросовестное отношение к труду, но других на общественно- полезный труд не организует и не побуждает | Трудится при наличии привлекательного стимула, требований и контроля со стороны педагогов и товарищей | Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля | |
| Отношение к людям | Коллективизм и товарищество | Уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, выполняет поручения, организует полезные дела коллектива | Считается с интересами коллектива, выполняет поручения. | Отзывается на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует неохотно, сам не организует полезные дела | Необщительный, уклоняется от участия в коллективных делах |
| Доброта и отзывчивость | Добрый, заботливый, охотно помогает тем, кто нуждается в его помощи, побуждает на добрые дела товарищей | Добрый, отзывчивый, часто помогает в трудную минуту, но других на добрые дела не организует | Помогает другим, если поручает учитель или коллектив | Недоброжелателен, груб с товарищами | |
| Честность и правдивость | Верен своему слову, правдив со взрослыми и товарищами, добросовестно признается в своих проступках и того же требует от других | Верен своему слову, правдив со взрослыми и товарищами, добросовестно признается в своих проступках, но не требует честности и правдивости от других | Не всегда выполняет обещания, не сразу признается в своих проступках, а лишь после осуждения старшими и товарищами | Часто неискренен, обманывает | |
| Отношение к самому себе | Скромность | Скромен и одобряет эти качества у других | Скромен, но не интересуется, обладают ли этими качествами окружающие его люди | Скромен в присутствии старших и педагогов | Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам |
| Отношение к своему здоровью | Заботится о своем здоровье, стремится к здоровому образу жизни, привлекает к нему других | Заботится о своем здоровье, стремится к здоровому образу жизни, не интересуется образом жизни других | Равнодушно относится к своему здоровью, не прикладывает усилий по сохранению и укреплению своего здоровья | Пренебрежительно относится к своему здоровью, демонстрирует наличие вредных привычек | |
| Отношение к Родине | Гражданская идентичность | Положительно относится к Родине, знает и уважает государственные символы, традиции, бережно относится к истории и языкам народов Приднестровья, гордится своей республикой. | Положительно относится к Родине, знает и уважает государственные символы, традиции, не интересуется вопросами истории и языкам народов Приднестровья | Положительно относится к Родине, не знает государственных символов, равнодушен к вопросам истории Приднестровья. | Негативное отношение к Родине, высказывает пренебрежительное отношение к ее государственным символам и истории Приднестровья. |