Козубенко Юлия Ивановна 9 ноября 2025
№ п\п Название раздела Содержание раздела
 
1
 
Наименование практики:
«Мы# Приднестровцы»
Год приднестровского народа в МОУ «ТСШК №12»
 
Приднестровский народ - это не просто совокупность жителей региона, а результат многовекового взаимодействия различных культур, этносов и исторических обстоятельств. Формирование приднестровской идентичности происходило на протяжении столетий, начиная с древних времён, когда территория современного Приднестровья была перекрёстком различных цивилизаций. Здесь пересекались пути скифов, сарматов, славян, тюркских кочевников и других народов. 2025 год в Приднестровской Молдавской Республике   Указом Президента от 26 сентября 2024 года № 402 объявлен Годом Приднестровского народа. Администрацией нашего образовательного учреждения был разработан Годовой план мероприятий патриотической направленности, посвящённых году Приднестровского народа.
Цели и задачи практики:
  • усиление межнационального единства, сохранение культурного наследия и популяризация традиций, которые составляют основу идентичности приднестровцев;
  •  воспитание у обучающихся уважения к родной стране, ее истории и национальным традициям;
  •  формирование у подрастающего поколения патриотизма, гражданственности и национального самосознания.
2 Сущность практики (технологии).       В замечательной сказке Антуана-де-Сент Экзюпери есть диалог Маленького принца с цветком:
- А где сейчас люди? – спрашивал Маленький принц.
- Люди?.. Их носит ветром. У них нет корней, - отвечал цветок.
        Как пронзительно звучат эти слова сейчас, когда с каждым днём все быстрее и быстрее  распадается  связь времён, неоднократно переписывается  история, и уже выросло несколько поколений, которые не помнят своего родства, которые практически  утрачивают духовную связь со своей родиной, родным краем, его культурой, языком и судьбой.
       Практика  «Мы#Приднестровцы» направлена на  формирование гражданской идентичности и патриотизма у школьников. Через разработанную систему уроков, классных часов, экскурсий, творческих проектов, бесед, просмотр видеоматериалов, конкурсов  школьники знакомятся с историей, культурой и традициями Приднестровья, осознают свою принадлежность к приднестровскому народу. Данная практика определяет приоритетными следующие направления работы всего педагогического коллектива в течение года:
  • гражданское воспитание, направленное на формирование приднестровской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Приднестровской Молдавской Республики, к народу Приднестровья, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина Приднестровья, правовой и политической культуры;
  • патриотическое воспитание, основанное на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам Приднестровья; историческое просвещение, формирование приднестровского национального исторического сознания, приднестровской культурной идентичности;
  • духовно-нравственное воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов Приднестровья, традиционных религий народов Приднестровья, формирование традиционных приднестровских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
В процессе реализации данной практики педагоги при проведении УВП в течение года на уроках, классных часах, ,  во внеурочной деятельности, в исследовательской работе, в конкурсных проектах,    на внеклассных мероприятиях  используют в своей работе региональный компонент с обязательной темой «Мы#Приднестровцы». Школа  создаёт тем самым условия для развития познавательных, творческих и коммуникативных  способностей   учащихся.  Обучая  школьников, преподаватели  не только знакомят с  историей родного края, но и учат школьников высоко ценить свою уникальность как народа, который формировался в условиях тесного взаимодействия с другими народами и культурами, что делает каждого даже юного  приднестровца особенным, со своей идентичностью. 
На наш взгляд, предлагаемая практика, способна решить ряд социальных проблем:
  • Осуществлять в школе здоровую, правильную молодёжную политику, вовлечь детей в  разнообразную  деятельность ( творческую, исследовательскую , поисковую и т.д.), отвлечь от «компьютерной зависимости».
  • Развить творческие и коммуникативные способности учащихся с целью  воспитания культурной, духовно и гражданско-патриотически  развитой личности.
  • Удовлетворить  потребность детей  в самовыражении, в творчестве,  в осмыслении процессов, происходящих в обществе, а также приобретения им навыков, способствующих успешной социализации.
  • Развить чувство национального самосознания, гордости за свою страну и приостановить отток молодёжи из республики.
 
3 Организационное и технологическое решение вопроса. Мероприятия, проводимые в течение года в рамках реализации практики «Мы Приднестровцы»:
                             
  1. Уроки с обязательным включением рубрики «Мы Приднестровцы» (использование регионального компонента на всех уроках). - ежемесячно
В течение года на  уроках один из этапов посвящается данной теме, учителем объявляется рубрика «Мы# приднестровцы».
  • на уроках литературы, русского, иностранного, украинского и молдавского языка и литературы:   написание мини-сочинений о Приднестровье, сочинений-эссе о родине, сочинений-рассуждений  на тему об уникальности приднестровского народа, изучение произведений приднестровских авторов, сочинение стихотворений о родине, сказок, разбор слов и предложений, связанных с темой приднестровского народа.
  • На уроках точных дисциплин: составление задач с краеведческим материалом,  математические диктанты с использованием числовых данных из сведений о республике, расчётами населения, процентного соотношения национальностей, живущих в республике, расчёт площади городов Приднестровья и др.
  • На уроках окружающего мира, биологии и географии:
проведение коротких виртуальных экскурсий по городам республики, к архитектурным памятникам, информационные минуты о выдающихся людях нашего края, составление лэтбуков, буклетов, памяток  со сведениями о климатических особенностях, флоре и фауне Приднестровья и др.
  •  На уроках технологии:
знакомство с техническими объектами республики, изучение национальных блюд, костюмов народов, проживающих на территории ПМР и др.
  • На уроках музыки и ИЗО:
ежедневно каждый урок музыки  начинается с исполнения Гимна ПМР, проходит знакомство с национальными песнями народов ПМР, рисунки тематика рисунков посвящена республике, природе родного края и его многонациональности.
 Особую  значимость в реализации данной практики имеют уроки истории, истории ПМР, которые в обязательном порядке предусматривают следующие этапы:
  • Исторический обзор. Рассказ об истории Приднестровья, начиная с древнейших времён и до наших дней. Освещение ключевых событий, оказавших влияние на формирование республики.
  • Культурное наследие Приднестровья. Рассказ о культурных традициях, обычаях и народном творчестве Приднестровья. Представление уникальных элементов культуры, характерных для разных народов, проживающих на территории республики.
  • Символика Приднестровья. Знакомство учащихся с государственными символами Приднестровья: гербом, флагом и гимном. Объяснение значения каждого символа и его исторического контекста.
  •  
  • 2)Система проведения единых открытых уроков истории и классных часов «Мы приднестровцы», «История приднестровского народа» (классные часы проводятся единовременно на одном уроке во всей школе в соответствии с приказом в установленное время один раз в четверти)
В течение года кроме тематических классных часов в соответствии с планом работы классных руководителей были проведены  единые открытые уроки и классные часы для учащихся 1-11 классов. На основании Годового плана работы школы были проведены также торжественные открытые мероприятия:
  •  Единый классный час  в актовом зале для учащихся 5-7-х классов «Мы приднестровцы» -  3 марта 2025 года
  • Единый классный час в актовом зале для 8-9-х классов « История приднестровского народа» - 23 мая 2025 года
  • Единый классный час в актовом зале, посвящённый Дню освобождения города Тирасполя для 5-11-х классов – 12 апреля 2025 года
  • Единый открытый урок истории в актовом зале «Приднестровье. 1944. Освобождение» для 10-11-х классов –декабрь 2025.
  • Единый классный час в актовом зале «Мы многонациональный народ Приднестровья» для 1-4-х классов – 3 сентября 2025 года.
  • Линейка, посвящённая Дню освобождения Тирасполя – 12 апреля 2025 года.
  • Единый классный час «Истоки Тирасполя: путь сквозь время»- 14 октября 2025 года
  • Единый открытый урок истории в актовом зале «Приднестровцы победители», посвящённый Дню Победы- 8 мая 2025 года.
 
Особо следует отметить, что особенность нашего образовательного учреждения заключается в том, что 12 школа города Тирасполя является школой- комплексом, в которой функционирует 4 отделения дополнительного образования: художественное, театральное, музыкальное и хореографическое, функционирует театральная студия, хореографические ансамбли, хоровые студии и оркестр. В школе обучается большое количество талантливых вокалистов, танцоров, театралов и художников. Этот факт позволяет сделать проведение  всех торжественных открытых мероприятий ярким, красочным и колоритным. Все вышеперечисленные уроки и классные часы включали в себя не только информационную часть, но и концертные номера, демонстрацию колорита приднестровского народа: народные танцы, песни, театральные зарисовки. По этой причине мероприятия, проводимые в школе-комплекс, носят праздничный характер, запоминаются учащимся, гостям и родителям.
 
3)Система внеклассной работы.
Важной частью в организации и проведении мероприятий для учащихся станет взаимодействие с различными учреждениями города: центральная библиотека, Дворец культуры, Драматический театр, историко-краеведческий музей, ОГРВ, Дворец детско-юношеского творчества, Екатерининский парк, Мемориальный комплекс, Бендерская крепость и др.
Все проводимые мероприятия анонсируются в ленте на странице школьного инстаграма, а также представляется отчёт о их проведении. Это не только  позволяет учащимся проявить себя, свои интеллектуальные и творческие способности, но и  мотивирует   школьников к участию, так как каждый из них желает стать звездой социальной сети.
 
В течение года в нашей школе-комплексе были проведены следующие внеклассные и внешкольные мероприятия:
  1. Интеллектуальная республиканская  игра «Моя страна- моё Приднестровье» - декабрь
  2. Исследовательское общество учащихся – в течение года.
  3. Конкурс сценариев на лучший классный час на тему «Мы -  приднестровцы»- май. Работы победителей данного республиканского проекта опубликованы на сайте Министерства просвещения ПМР в разделе «Диалог на равных»
  4. Конкурс виртуальных экскурсий по Приднестровью - в течение года
  5. Фестиваль, посвящённый закрытию Мэрцишора- март.
  6. Концерт и выставка, посвящённые проводам масленицы-март.
  7. Брэй-ринг «Что мы знаем о родном Приднестровье?»-февраль
  8. Концерт в Екатерининском парке, посвящённый дню города и дню республики (данный концерт был организован учащимися нашей школы) – 14 октября и 2 сентября.
  9. Конкурс видеороликов «Тебе, мой город, посвящаю» - 14 октября
  10. Библиотечные уроки- ноябрь, апрель.
  11. Музейные уроки- в течение года.
  12. День театра - март.
  13. Экскурсионные туры по Приднестровью во время каникул – в течение года.
  14. Квесты на знание истории республики- в течение года на переменах.
  15. Работа театра миниатюр и агитационные бригады (учащиеся старших классов с театральными зарисовками посещают младшие и средние классы, рассказывают о истории нашей республики)- в течение года мероприятия посвящены памятным датам республики.
  16. Конкурс сочинений о Приднестровье и его многонациональности – февраль, май.
  17. Городской конкурс «Моя родина-Приднестровье» -октябрь.
  18. Выставка рисунков и поделок, посвящённая году приднестровского народа – сентябрь, май.
4 Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии).
Частично  используются благотворительные средства для проведения городских и республиканских  мероприятий.
5 Социальный эффект в результате реализации практики (технологии).    Реализация проекта «Мы Приднестровцы» способствует:
 
  • повышению интереса учащихся к истории родного края,
  •  вовлечению учащихся школы  в творческие и интеллектуальные проекты;
  • привитию интереса к ряду сложных образовательных дисциплин;
  •  вовлечению во внеурочную деятельность;
  •  организации досуга детей ;
  • повышению качества знаний учащихся;
  • развитию коммуникативных, познавательных и творческих  способностей,  развитию эстетического вкуса, патриотических качеств учащихся;
  • повышению уровня культуры  в каждом школьнике;
  • приводит к росту образовательного уровня и росту социальной активности школьников.
6 Реализация практики (технологии) возможности его распространения
Муниципальное образовательное учреждение
« Тираспольская средняя школа- комплекс  №12»
 
7 Дата внедрения практики (технологии)
2024-2025 учебный год
8 География использования практики (технологии). Приднестровская Молдавская Республика, г.Тирасполь
9 Отзывы, награды
  • Опыт работы МОУ « ТСШК№12»  представлен в педагогических изданиях ПМР, РФ, сценарии мероприятий входят в республиканскую методическую копилку, опубликованную на сайте ПМ ПМР.
  • Проводимые в рамках данной практики школьные мероприятия были освещены в СМИ ПМР.
  • Коллектив школы занял по итогам 2024-2025 учебного года призовое место в муниципальном  конкурсе «Успех 2025» за реализацию проектов гражданско-патриотического воспитания.
  • Исследовательские работы школьников, посвящённые теме истории приднестровского народа, заняли призовые места на городском и республиканском уровне, размещены на историческом портале ПМР.
  • Хореографические номера народных танцев (украинского, молдавского, гагаузского, болгарского) отмечены дипломами международного конкурса в Болгарии, являются призёрами конкурса « Юный танцор Приднестровья»
10 Мероприятия, проводимые в рамках программы (видео)
  1. https://www.instagram.com/reel/DGlZDKhNvcm/?igsh=MWhuanhheWQ0MGlzcg==
  2. https://www.instagram.com/p/DD0G8Idtb85/?igsh=bzBudjZzaGRyenUz  
  3. https://www.instagram.com/reel/DGoJ_rXN1b4/?igsh=YzhlcG1wMmI1dXpo
  4. https://www.instagram.com/reel/DGwD_U8N3ma/?igsh=MTc2ZTNvc3N6bTAxNw==
  5. https://www.instagram.com/reel/DGxcbnwNKZI/?igsh=NnJxcHpnYXRreTEw
  6. https://www.instagram.com/reel/DHEmx56tnpK/?igsh=cms4NmNib3BueXVx
  7. https://www.instagram.com/reel/DIMw9fFNr_w/?igsh=MTJleGUxM2VoN2t2dg==
  8. https://www.instagram.com/reel/DIUYcgKNMK9/?igsh=ZmQ4d3hvMjB3ajR0
  9. https://www.instagram.com/p/DJXXqu8N8a3/?img_index=2&igsh=MXg0eXIwaDhmbGw0bQ==
  10. https://www.instagram.com/reel/DJZzYB6tE6R/?igsh=eHVweDVmdmxldWNj
  11. https://www.instagram.com/reel/DJdy-xHtbjl/?igsh=MTl6eWpieGEwN2xvaA==
  12. https://www.instagram.com/reel/DKAguPStwoP/?igsh=OWZkb3ZwNHV2bHRq
  13. https://www.instagram.com/reel/DOHMLnIAm2S/?igsh=MXF1aGZibWVqczF1bA==
  14. https://www.instagram.com/reel/DPyqHK-iE37/?igsh=aGE4MXJydmJicjc0
  15. https://www.instagram.com/reel/DP1oMZRgn4L/?igsh=ZWVnZnhnbmk3OGx3
  16. https://www.instagram.com/reel/DP1uRPTAq2v/?igsh=MTl6YXl0cW53cjRxcQ==
  17. https://www.instagram.com/reel/DQMZLEmAtXe/?igsh=eHZqbGt1c3N2dGdl