Дьяченко Людмила Владимировна
9 ноября 2025
Методическая разработка классного часа,
посвященная Году приднестровского народа,
для обучающихся начальных классов организаций общего образования
«МЫ – ПРИДНЕСТРОВЦЫ»
посвященная Году приднестровского народа,
для обучающихся начальных классов организаций общего образования
«МЫ – ПРИДНЕСТРОВЦЫ»
Составитель
Л. В. Дьяченко, учитель начальных классов МОУ «Тираспольская средняя школа-комплекс № 12»
Цель: формирование у детей чувства любви к Родине, к родному краю; воспитание патриотизма, приобщение учеников к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию малой Родины.
Задачи:
– воспитывать у детей уважительное отношение к государственным символам Приднестровья, Конституции- основному закону страны;
– расширить представления учащихся о родной стране;
– формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои обучающихся;
– воспитывать чувство гордости и патриотизма;
– развить познавательную активность обучающихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.
Оборудование: компьютер, презентация, гимн ПМР, видеофильм о Приднестровье (пейзажи).
Ход классного часа
1. Вступительное слово
Педагог. Мы начинаем классный час под звуки гимна Приднестровской Молдавской Республики. Прошу всех встать! (Звучит гимн.) Прошу всех сесть. Не случайно в начале классного часа прозвучал государственный гимн. Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о людях, проживающих в нашей республике и прославляющих её, о Приднестровской Молдавской Республике, о её образовании, символах.
2. Беседа
Педагог. Ребята, как вы понимаете пословицу «Кто мать родную не полюбит, тот не полюбит и Родину»? (Ответы ребят.)
Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной – местом, где родился и вырос. Наша Родина – Приднестровская Молдавская Республика – на карте занимает не так уж много места, всего лишь узкая полоска, вытянутая вдоль Днестра. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.
Включается видеоролик с пейзажами ПМР, снятый телеканалом ТСВ.
(URL: https://www.youtube.com/watch?v=f1AgrQutVKM;
URL: https://youtu.be/dWkdwLROTOE?si=06h-3dTP0CafzfVv)
Педагог. Ребята, а сколько замечательных стихотворений о Родине написано нашими поэтами-земляками. Послушайте, как с любовью говорит о Приднестровье Игорь Врублевский в стихотворении «Моё родное Приднестровье!» (Читают ученики.)
Мое родное Приднестровье,
За все тебя благодарю.
Здесь люди судьбы свои строят,
Тебя всем сердцем я люблю.
Ты словно сказка, словно чудо
И в сердце ты всегда со мной.
И знай, что помнить вечно буду,
Что жизнь моя прошла с тобой.
Мое родное Приднестровье!
Твои леса, сады, поля
Так много значат для любого,
Так много значат для меня.
И в жизни я не видел более
Таких прекрасных городов,
Каких я видел в Приднестровье,
Каких любить всегда готов.
Педагог. Скажите, ребята, какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Ответы ребят: гордость за Приднестровье, наш народ, любовь к родной земле, восхищение неповторимыми красотами нашей Родины.)
Педагог. Я очень рада, что это стихотворение вызвало так много добрых, положительных эмоций, связанных с нашей страной, нашей Родиной. Что обозначает слово Родина? (Ответы детей.) А вот как описывает это слово приднестровская поэтесса Людмила Кудрявцева «Родина» (читает ученик).
Родина – это святое,
Малое и большое.
Родина в детском сердечке –
Отчего дома крылечко.
Родина – запах ромашки,
Кляксы на промокашке.
Родина – песни раздолье,
Родина – хлебное поле,
Родина – мамины руки
И колыбельные звуки.
Родина там, где родился –
Там, говорят, пригодился.
Педагог. Родина! Это самое великое, самое близкое и дорогое, что есть у человека. Любовь к Родине сравнивают с любовью к матери. Есть такая поговорка: «Кто мать родную не полюбит, тот не полюбит и Родину». Назовите столицу нашего государства (Ответы детей.) А кто знает в каком году основан город? (Ответы детей: 1792 г.) Сколько лет Тирасполю? (Ответы детей: 233 г.). О нашей столице приднестровские поэты тоже слагают стихи и песни. И, согласитесь, нам есть, чем гордиться. Послушайте стихотворение Наталии Самоний «Тирасполь – город над рекою» (Читает ученик.)
Течёт река извилистой лозою,
А гладь воды, как спелый виноград.
Стоит, любуясь в отражении собою,
Красавица-столица, дивный град.
Дитя Суворова, наш город – сын России,
Народам многим он спасительный приют.
И, что бы там враги не голосили,
Но словом чёрным всё равно не заклюют.
Сплетеньем рук, единством дружных наций,
Он, словно крепостью, немерено силён.
И потому-то удостоенный оваций,
Почётных званий и заслуженных знамён!
4. Беседа о символике Приднестровья
Педагог. Олицетворяют родную землю ее символы. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень большое значение. Символы вызывают у нас определенные представления. Государственные символы закреплены в Конституции ПМР. Какие символы нашей страны вы знаете? (Ответы детей: флаг, гимн, герб.)
В начале классного часа прозвучал гимн Приднестровья. Что такое гимн?
Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства. Его должен знать и почитать каждый гражданин страны. Торжественные звуки гимна сплачивают людей, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину. Знаете ли вы, в каких случаях звучит гимн? (Ответы детей: гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях и т. д.) Исполнение гимна сопровождается знаками наивысшего уважения: все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь.
Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства. Где можно увидеть его изображение? (Ответы детей: на знаменах, печатях, правительственных зданиях, некоторых официальных документах.) Рассмотрим герб (прил. 1): Государственный герб Приднестровской Молдавской Республики представляет собой изображение скрещенных серпа и молота, символизирующих единство рабочих и крестьян, в лучах солнца, восходящего над Днестром, обрамленных по окружности гирляндой из колосьев и початков кукурузы, фруктов, виноградных гроздей и лоз, листьев, перевитых красной лентой с надписями на перевязи на трех государственных языках:
- на правой стороне – «Приднестровская Молдавская Республика»;
- на левой стороне – «Приднiстровська Молдавська Республiка»;
- на средней части – «Република Молдовеняскэ Нистрянэ».
Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства. Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Сколько цветов использовано в государственном флаге ПМР? (2 – красный и зеленый). В какой последовательности расположены цвета?
Мы являемся гражданами Приднестровской Молдавской Республики. Основным законом нашего государства является Конституция, которая была принята 24 декабря 1995 года. Как вы думаете, какие законы предусматривает Конституция? (Ответы детей: конституция закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.)
– Какие права имеют граждане ПМР? (Ответы детей: по Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство.)
Послушайте стихотворение Александра Вырвича «Право» (Читают ученики.)
Человек имеет право
На земле свободной жить.
Человек имеет право
Верой, правдой ей служить.
Он на труд имеет право,
Чтобы мыслить и творить.
И никто ему не вправе
Речь родную запретить.
Человек имеет право
Все, что хочет, говорить
И на тех искать управу,
Кто ему мешает жить.
На жилье имеет право,
И здоровым должен быть…
Человек имеет право
Родину свою любить.
И на то имеет право,
Чтобы приднестровцем быть.
Педагог. Конституция ПМР начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Приднестровской Молдавской Республики, соединенные общей судьбой на своей земле…». Что означают слова «многонациональный народ»? Чем вы подтвердите, что наша страна многонациональна? (Ответы детей.)
5. Беседа о национальностях нашей страны
Педагог. Посмотрите друг на друга! Можно ли сказать, что нас класс многонациональный? (Ответы детей.) Да, вы правы, наш класс многонациональный. Посмотрите, у нас есть в классе русские, немцы, молдаване, гагаузы, украинцы. Нет на свете плохих или хороших наций – есть плохие или хорошие люди, совершающие плохие или хорошие поступки. Вот за свои поступки человек действительно несет ответственность, и их действительно можно оценивать. Как вы думаете, какие правила должны существовать в нашем многонациональном обществе, чтобы больше никогда не происходили конфликты, в которых погибают невинные люди? (Ответы детей.)
Действительно, мир всегда начинается с дружбы. Не воевать, а дружить странами, городами, семьями. И в нашей школьной семье пусть всегда светит солнце дружбы, так мы сохраним мир. А что является символом мира? (Ответы детей.) Ребята, что бы вы хотели пожелать своей Родине? Пусть каждый из вас подумает о самом светлом и приятном и с добрыми словами-пожеланиями подарит частичку своего горячего сердца. У каждого на столе есть бумажный голубь. Напишите на нем свои пожелания нашей Родине. Давайте запустим наших белых голубей в наше мирное небо. (Ребята прикрепляют на доске бумажных голубей под песню «Мы твои дети, Приднестровье».)
Мир во всем мире – мечта моя,
Пусть люди живут, как одна семья.
Пусть больше не будет войн и орудий,
Пусть двери откроют в домах повсюду
Любовь и доверие – это по мне,
И мир бесконечный – всей нашей Земле!
Педагог. Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в реках, прудах и озерах будет много рыбы. Все это – наше с вами богатство. Любить свою природу – это значит и беречь ее, и заботиться о ней, и дружить с нею!
6. Викторина «Моё Приднестровье!»
Представлена компьютерная презентация с фотографиями уникальных мест ПМР. Обучающиеся узнают и называют объекты, получая за правильный ответ фишку. В конце викторины определяется победитель.
Педагог. 35 лет в истории человечества – это немного, но в нашей республике за это время произошли огромные перемены: строятся и восстанавливаются храмы, памятники, реставрируются памятники архитектуры, на месте пустырей построены жилые комплексы, супермаркеты, места для отдыха и др. Вот некоторые из них (прил. 2).
7. Заключение
Педагог зачитывает пожелания.
Пусть все дела вам будут по плечу,
Откройте хоть по одному колодцу,
Взрастите яблонь плодоносный ряд.
Пусть из колодца жаждущий напьется.
Пусть яблоневый ряд от яблонь гнется.
Пусть люди вас за все благодарят!
Источники:
- URL: http://newspmr.com/pridnestrove/o-pridnestrove
- URL: http://newspmr.com/istoriya-pmr/istoriya-sozdaniya
- URL: https://www.stihi.ru/2012/05/06/5596
- URL: http://www.stihi.ru/2012/08/29/5095
- URL: https://www.youtube.com/watch?v=f1AgrQutVKM – фильм о Приднестровье (пейзажи).
Герб
Флаг
Приложение 2