Чорбаджи Лариса Дмитриевна
9 ноября 2025
Методическая разработка классного часа,
посвященная Году приднестровского народа,
для обучающихся начальных классов организаций общего образования
«МОЯ РОДИНА – ПРИДНЕСТРОВЬЕ»
посвященная Году приднестровского народа,
для обучающихся начальных классов организаций общего образования
«МОЯ РОДИНА – ПРИДНЕСТРОВЬЕ»
Составитель
Л. Д. Чорбаджи, учитель начальных классов МОУ «Тираспольская средняя школа-комплекс № 12»
Цель: создание условий для воспитания у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию: любви к родному краю, бережного отношения к его культурно-историческим и природным богатствам.
Задачи:
– учить видеть и ощущать красоту родного края;
– воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою малую родину;
– формировать интерес к истории малой родины; к прошлому наших предков, традициям.
Планируемые результаты
Коммуникативные: развивать умения аргументировать свою точку зрения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками; уметь внимательно слушать педагога.
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять контроль деятельности; оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные: выявлять особенности объектов в процессе их рассматривания; выявлять сходства и различия объектов.
Личностные: формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, уважение к своему народу, принятие ценностей; воспитание доброжелательности, уважения друг к другу. Развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Оборудование и инвентарь: презентация в Power Point, видеофильмы, карта Приднестровской Молдавской Республики, символика; фотографии и рисунки с изображением родного края, выставка народных костюмов Приднестровья.
Ход классного часа
1. Организационный момент
Звучит песня «С чего начинается Родина».
Педагог. Сегодня наш праздник посвящен нашей Родине. Что обозначает слово Родина? (Ответы детей.)
Ученик читает стихотворение «Родина моя» Н. Полякова.
Что значит «Родина моя»? – Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд домов многоэтажных.
Все это – Родина твоя, земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей доверчиво раскроет.
Педагог. Родина! Это самое великое, самое близкое и дорогое, что есть у человека. Наша Родина - Приднестровская Молдавская Республика - на карте занимает не так уж много места, всего лишь узкая полоска, вытянутая вдоль Днестра. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.
Просмотр видеоролика с пейзажами ПМР (ссылка https://www.youtube.com/watch?v=f1AgrQutVKM)
2. Беседа с творческими заданиями
Педагог. А знаете ли вы, когда наша республика была образована? (Ответы детей.) Сколько лет исполняется нашей республике 2 сентября 2025 года? (Отчеты детей.) Верно, 2 сентября 2025 года мы будем праздновать 35-летие образования Приднестровской Молдавской Республики. Республика была провозглашена, руководствуясь всенародным референдумом, на II Чрезвычайном Съезде депутатов всех уровней Приднестровья, состоявшемся в Тирасполе 2 сентября 1990 года.
Кто стоит во главе Приднестровья? (Ответы детей: президент республики – Вадим Николаевич Красносельский.)
Педагог. А олицетворяют родную землю ее символы. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень большое значение. Символы вызывают у нас определенные представления. Государственные символы закреплены в Конституции ПМР.
Педагог. Какие символы нашей страны вы знаете? (Флаг, гимн, герб.)
Что такое гимн? (Ответы детей.)
Гимн – это музыкальная композиция, посвященная своей Родине, это символ государства. Его должен знать и почитать каждый гражданин страны (звучит гимн). Торжественные звуки гимна сплачивают людей, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину. Знаете ли вы, в каких случаях звучит гимн? (Ответы детей: гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях и т. д.)
Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства. Где можно увидеть герб? (Ответы детей: на знаменах, печатях, правительственных зданиях на официальных документах.
Педагог предлагает собрать пазлы, чтобы получился герб.
Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства. Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Сколько цветов использовано в государственном флаге ПМР? (Ответы детей: красный, зеленый.) В какой последовательности расположены цвета? (Ответы детей: красный, зеленый, красный.)
Педагог предлагает раскрасить флаг.
3. Беседа о Конституции
Педагог. Мы являемся гражданами Приднестровской Молдавской Республики. Основным законом нашего государства является Конституция, которая была принята 24 декабря 1995 года.
Вопросы обучающимся:
– Как вы думаете, какие законы предусматривает Конституция? (Ответы детей: Конституция закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.)
– Какие обязанности? (Уважать символы государства: гимн, флаг, герб; учиться в школе; охранять природу; любить и уважать своих родителей; любить и защищать свою Родину, значит быть патриотом, гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать Законы страны, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни.)
– Какие права имеют граждане ПМР? (Уточнение педагога после ответов/предположений детей: по Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство).
Педагог. Конституция ПМР начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Приднестровской Молдавской Республики, соединенные общей судьбой на своей земле…». Что означают слова «многонациональный народ»? (Ответы детей.) Чем вы подтвердите, что наша страна многонациональна? (Ответы детей.)
В нашей республике, на этой доброй, щедрой земле, уже 35 лет дружно живут и трудятся люди многих национальностей: русские, украинцы, молдаване, болгары, гагаузы и многие другие. Здесь всегда царит мир и взаимопонимание, дружба между народами, от которых зависит наше с вами будущее – будущее Приднестровья.
4. Творческая работа
Педагог. Ребята я предлагаю вам собирать пословицу. Как вы понимаете смысл пословицы «Если дружба велика, будет Родина крепка»? (Ответы ребят.)
5. Обсуждение притчи
Педагог. Послушайте притчу, которая называется «Отец и сыновья».
Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья – вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит:
– Сломайте его!
Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит:
– Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и все поодиночке делать – вас любой победить и обидеть сможет.
Подведение детей к выводам об услышанной притче.
6. Творческая работа
Педагог. Как вы думаете, какие правила должны существовать в нашем многонациональном обществе, чтобы больше никогда не происходили конфликты? (Ответы детей.) Действительно, мир всегда начинается с дружбы. Не воевать, а дружить странами, городами, семьями. И в нашей школьной семье пусть всегда светит солнце дружбы, так мы сохраним мир. А что является символом мира? (Голубь.) И не просто голубь, а белый голубь. Почему? (Ответы детей.)
Педагог. Ребята, чтобы вы хотели пожелать своей Родине? У каждого на столе есть макет бумажного голубя. Сейчас мы с вами его вырежем и сложим, а далее напишем на нем свои пожелания нашей Родине в день ее 35-летия. (Ребята с помощью учителя выполняют работу.) Давайте запустим наших белых голубей в наше мирное небо. (Ребята прикрепляют голубей на доске под песню «Мы твои дети, Приднестровье».)
Народные обычаи, традиции и фольклор жителей Приднестровья, уходящие своими корнями глубоко в прошлое, свято хранятся и передаются из поколения в поколение. Приднестровцы очень колоритный народ, которому спустя века удалось сохранить свои традиции. Смешение традиций разных народов отражается в гастрономии, культуре, ремесле и вероисповедании приднестровцев. Красивые танцы и музыка, виноделие и старинные ремесла – это лишь малая часть многогранности национальной культуры. Гостеприимство является отличительной чертой приднестровского народа.
7. Работа с календарем
Педагог. Я предлагаю вам в нашем календаре найти даты, которые вызывают особый подъем чувства патриотизма, и обвести их в кружок. (Ребята выполняют задание.) Назовите, какие даты вы выбрали (Ребята называют даты и объясняют, какие праздники приходятся на эти даты.)
Педагог. «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему». Так говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев.
8. Рефлексия
Вопросы обучающимся:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что интересного было? В чем были сложности?
- Что значит «любить свою Родину»?
- Чтобы вы хотели пожелать для Приднестровья?
Педагог. Наш классный час подошел к концу. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее. Я верю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много добрых и полезных дел. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране, своей Родине.
Включен видеоролик с песней «Мы Приднестровцы» (URL: https://youtu.be/dWkdwLROTOE?si=06h-3dTP0CafzfVv)
Источники:
1. URL: https://youtu.be/dWkdwLROTOE?si=06h-3dTP0CafzfVv
2. URL: https://www.youtube.com/watch?v=f1AgrQutVKM