Попова Ольга Владимировна 29 января 2018
Батурина Е.Р.,
I квалификационная категория, учитель-логопед
МОУ «Тираспольская средняя школа-комплекс №12»,
Приднестровская Молдавская Республика, г.Тирасполь.
Попова О.В,
I квалификационная категория, педагог – психолог
МОУ «Тираспольская средняя школа-комплекс №12»,
Приднестровская Молдавская Республика, г.Тирасполь.

Социально экономические преобразования современного общества предъявляют особые требования к личностным качествам человека. Приобретает особую значимость способность личности ставить новые задачи, находить оригинальные подходы к их решению, выражающиеся в самостоятельности, активности, переносе идей из одной области в другие, формулировке и реализации созидательных целей, продуктивных способов и форм деятельности.
По мнению ученых ЕА Григоренко, ТВ Корниловой, О Г Кузнецовой, многоэтапные процессы принятия решений на основе мысленной ориентировки в ситуациях неопределенности, в условиях незаданных критериев решений и необходимости самостоятельного определения учеником стратегий поиска и использования информации составляют понятие познавательной инициативы. Авторы рассматривают ее как качественную характеристику ума и считают, что развитие познавательной инициативы у школьников способствует развитию интеллекта. [3, с.16]
Внедрение Государственных образовательных стандартов нового поколения в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся младшего школьного возраста предполагает выявление сформированности познавательных интересов и инициативы с помощью пробы на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» в начале школьного обучения. Данная проба дает возможность оценить универсальные учебные действия – смыслообразования, устанавливающее  значимость познавательной деятельности для ребенка, и коммуникативное действие – умение задать вопрос.
Обследование проводится индивидуально. Ребенку читают короткую незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Педагог-психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?». В результате оценки интереса, инициативы ребенка, а также адекватности его высказывания, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки, у школьника диагностируется уровень развития познавательного интереса и инициативы:
- низкий – ребенок интереса к чтению сказки не проявляет; вопросов не задает;
- средний – ребенок проявляет интерес к сказке, сам инициативы не проявляет, после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку;
- высокий – ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.
Н.А. Короткова, П.Г.Нежнов отмечают, что высокий уровень проявленной познавательной инициативы типичен для 6-7 лет. [4, c.18] Соответственно, данный уровень проявленных инициатив является итоговым уровнем по освоению программы развития познавательной активности в дошкольном образовании.
Изучение познавательной инициативы ребят в МОУ «ТСШ-К №12» проводится с 2013-2014 учебного года ежегодно. Мониторинг результатов пробы показывает, что развитие познавательной инициативы у детей, поступающих в школу, чаще всего развито недостаточно. (Таблица №1) Преобладающая часть ребят (43% - 70%) показывают низкий уровень развития познавательной инициативы, в то же время, количество ребят с высоким уровнем составляет наименьший процент (11% - 20%).
Таблица №1. Мониторинг результатов пробы на познавательную инициативу учащихся первых классов.
 
Годы
Кол-во
уч-ся
 
Уровни  
Низкий Средний Высокий
Кол-во
уч-ся
 
% Кол-во
уч-ся
 
% Кол-во
уч-ся
 
%
2013 – 2014 54 23 43% 21 39% 10 18%
2014 – 2015 142 72 51% 41 29% 29 20%
2015 – 2016 157 110 70% 29 19% 18 11%
2016 – 2017 148 85 57% 43 29% 20 14%
                 
 
Отслеживаемая закономерность в уровне развития познавательной инициативы ребят, поступающих в школу, является основанием для углубленной работы педагогов школы в данном направлении, так как данное понятие определяется как способность личности к целенаправленным, самостоятельным, активным действиям, способствующим созданию интеллектуального продукта. Интеллектуальная инициатива проявляется в комплексе действий, обеспечивающих целеполагание, планирование действий, установление соответствия результатов деятельности ее целям, перенос знаний в новую ситуацию, предвидение результатов своей деятельности в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов нового поколения.
Развитие интеллектуальной инициативы у младших школьников нашло отражение в исследованиях А.А.Вострикова, А.Э.Симановского, рассматривающих интеллектуальную инициативу как одно из качеств развития интеллекта у учащегося, которое нужно развивать в школе, начиная с младшего школьного возраста, так как степень её решения в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования.[2, с.49] Мы разделяем мнение авторов, что педагогическая среда является одним из условий успешного развития познавательной инициативы у младших школьников
Познавательная инициатива, являясь показателем познавательной активности и отражая ее признаки как целостного качества личности, подвержена целенаправленному развитию. Для этого важно не только соответствующим образом преобразовать всю учебно-познавательную деятельность школьников в процессе их обучения, но и разработать специальные методы и приемы развития данного личностного проявления.
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, поэтому учителю важно развивать познавательную инициативу младших школьников в различных видах деятельности.
Познавательная инициатива выступает перед нами как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным».[8, c.75]. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательную инициативу учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими школьник, например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенных форм внеклассной работы, способных удовлетворить его интерес, - все это формирует и развивает личность школьника. [6, с.528]
Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые «сокровища», которыми он обладает, чтобы он в дальнейшем в полной мере реализовал себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательная инициатива ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.
Следует также отметить, что познавательная инициатива учащихся формируется средствами отбора информации и путей включения школьников в познавательную деятельность. Объясняется это тем, что любая информация педагога, в какой бы степени она ни была интересной, не может постоянно удовлетворять учащихся. Учащиеся испытывают удовлетворенность при условии, если в собственной деятельности преобладает успех, и они ощущают интеллектуальное и духовное развитие. Таким образом, учителю начальных классов, готовясь к урокам, необходимо тщательно просматривать и уметь выбрать ту информацию, которая будет доступна, понятна и интересна детям. Познавательная инициатива возникает, если информация:
1) заставляет удивляться, поражает воображение;
2) заставляет задуматься;
3) подводит учащихся к видению нового в знакомом материале;
4) является основой для формирования понятий, законов, правил;
5) нацеливает на внутрипредметные и межпредметные связи;
6) ориентирована на использование в практической деятельности [1, с.201].
Не менее важную роль в формировании познавательной инициативы играет то, насколько правильно и интересно учитель смог организовать процесс деятельности. Таким образом, формирование познавательной инициативы происходит успешно, если процесс деятельности:
- вызывает у учащихся стремление находить привлекательные стороны учебного процесса;
- нацеливает на разрешение противоречий;
- заставляет посмотреть на явление с другой стороны;
- ориентирует на применение знаний в новых условиях;
- включает элементы усложнения во всевозможные упражнения и задачи;
- развивает воображение, смекалку, логику;
- предполагает элементы исследования [1, с.201].
Познавательная инициатива учащихся является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.
На уроках целесообразно использовать познавательные задания, вопросы, игры. Обучение в начальной школе можно рассматривать как особый переходный период, в котором осуществляется смена ведущей деятельности: игра уступает место учебе. Удачное сочетание взаимосвязи различных форм игры и учения наблюдается в структуре нестандартного урока. По определению И.П.Подласого, нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру». Главная цель нестандартных уроков – активизация познавательной деятельности учащихся к учебному труду. Нетрадиционная форма урока соответствует возрастным особенностям младших школьников, ученик учится приобретать новые знания, умения и развивает свои способности. В современной школе целесообразно практиковать разнообразные типы нестандартных уроков. Это – урок-викторина, урок-конкурс, урок-сказка, урок-путешествие, урок-аукцион, интегрированный урок, урок-встреча и др.
Дети, у которых наблюдается быстрая утомляемость на обычных уроках, здесь проявляют активность и высокую работоспособность.
Наряду с содержанием учебного материала большую роль в развитии познавательной инициативы играют методы обучения, при помощи которых организуется учебный процесс. К основным из них относятся методы проблемного обучения и самостоятельная учебная работа учащихся. При обучении детей в начальных классах наиболее распространены проблемное изложение знаний учителем, привлечение учеников к поиску на отдельных этапах изложения. Сутью проблемного обучения является проблема, т.е. такая познавательная задача, результат и способы решения которой ученикам неизвестны, но у них имеются необходимые знания для того, чтобы решить ее. Постановка познавательных задач перед детьми всегда создает проблемную ситуацию, в процессе которой у них могут возникнуть определенные затруднения. Например, на уроках математики проблемными могут быть задания: постановка вопроса к имеющемуся условию задачи, составление примеров по заданию учителя, решение задач на материале окружающей действительности и т.п. На уроках чтения проблемными являются задания по выявлению новых фактов и явлений, использование приемов сравнения, формирование оценочного суждения, установление причинно-следственных связей и др.
Таким образом, познавательная инициатива доступна для анализа, в ней всегда можно выделить конкретную систему действий. Педагог должен знать особенности каждого ребенка и уметь выбрать правильный к нему подход. В большинстве случаев доброжелательная доверительная обстановка между учителем и учениками на уроках является необходимым условием для формирования инициативности младших школьников.
 
Библиографический список
1.       Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности./ В.К.Буряк // Педагогика. – 2007. – № 8. с. 71–78.
2.       Востриков А.А. Теория и технология продуктивного обучения в начальной школе: дис. док. пед. наук. Томск, 2000 г. 504 с.
3.       Корнилова Т.В., Григоренко E.JL, Кузнецова О.Г. Познавательная активность и индивидуально стилевые особенности интеллектуальной деятельности. / Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1991 № 1., с. 16.
4.       Короткова Н.А., Нежнов П.Г.. Наблюдения за развитием детей в дошкольных группах. Пособие для дошкольных педагогов и психологов М., 2002. 49 с.
5.       Мельникова Н М Развитие интеллектуальной инициативы у младших школьников // Материалы научно-практической конференции ЛГУ. Астрахань, 2004 с.46-49.
6.       Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глобова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2006. с.528.
7.       Симановский А.Э. «Развитие способностей к интеллектуальному творчеству у младших школьников» Дис. док. пед. наук. ЯГПУ, 2003. 361 с.
8.       Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д; «Феникс», 2005. 75 с.