Моспан Елена Петровна 16 ноября 2017
Введение.
Одной из задач современного образования является формирование у школьников способности соотносить себя с гражданским обществом, видеть в себе гражданина своей страны, испытывать чувство гордости за свою Родину.
Воспитание патриотических качеств личности является одновременно и процессом формирования готовности юношей к службе в Вооруженных Силах.
Такая работа активно проводится на базе общеобразовательных учреждений.
Подготовка допризывников к службе в армии всегда имела большую государственную значимость. В настоящее время допризывная подготовка сводится к  учебному курсу НВП, в котором мало уделяется внимание по формированию психологической готовности к службе в Вооруженных силах.
Основные направления  по формированию патриотизма у юношества определяются  характером содержания деятельности патриотического воспитания в школе и включают следующее:
- ознакомление с требованиями к личности, которые предъявляют условия службы в частях к личным качествам человека;
- формирование и развитие познавательного, эмоционально-волевого компонента как главная составляющая психологической готовности к службе в армии;
В моем докладе представлена исследовательская работа, направленная на экспериментальное изучение структуры и особенностей развития у юношей психологической готовности  к воинской деятельности, поиск путей ее совершенствования в условиях различных форм деятельности учащихся и с позиции психологического подхода изучение  и определение фактов  влияющих  на её уровень.
Формы и методы нашей работы:
- психологическое диагностирование ( определение структуры и формы исследования: возраст, количество, подбор анкет);
- диагностический анализ и мониторинг полученных результатов;
- подбор и формирование мероприятий ( тренинговые занятия, деловая игра, классный час);
Объектом исследования является – процесс психологической подготовки и уровень готовности юношей к службе в армии.
Объект, предмет, цель исследования позволили определить следующие задачи:
1 Проанализировать психолого-педагогический аспект патриотического воспитания юношей допризывного возраста
2 Определить состояние готовности к воинской службе у допризывников
3 Выявить специфику подготовки педагогов к патриотическому воспитанию
5 Разработать структурно-функциональную модель деятельности по патриотическому воспитанию и формированию готовности юношей допризывного возраста к службе в ВС
6 Разработать программу формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в ВС
7 Проанализировать и оценить эффективность опытно экспериментальной работы по формированию готовности юношей допризывного возраста к службе в ВС
Методы исследования.
 В процессе исследования использовались:
- психодиагностические методы (опрос, анкетирование, диагностическое тестирование, беседы)
- математические методы обработки статистических данных результатов исследования
Основные этапы исследования:
Исследование проводилось  с 2012 по 2014 гг.
1 этап – диагностический
2 этап – обобщение результатов
3 этап – практический
В исследовании были задействованы юноши 10-11 классов.
Для более полного, адекватного анализа содержательной стороны проблем направленности юношей допризывного возраста, их жизненной позиции и мировоззрения, отношения к самому себе, к деятельности, к другим людям, сформированных у них чувств патриотизма и готовности к службе в армии , нами были использованы анкеты-вопросники.
Анализ анкет  позволил нам выяснить различные стороны формирования патриотизма и готовности к защите Отечества у юношей допризывного возраста, например «Ваше отношение к службе в армии?» и «Как вы понимаете патриотическое воспитание?».
В первой анкете вопросы звучали следующим образом: «Как Вы понимаете патриотическое воспитание; где оно должно проводиться; есть ли в нем смысл?» и другие. Среди развернутых ответов, каждый из которых определял наиболее важную для юношей сторону их жизни, отношение к патриотизму оказалось на первом ранговом месте – 63%.
Наименее приоритетным оказались нейтральные позиции с ответами: «частично; не думал; не знаю; хотел бы быть только наблюдателем» – 37%. (7 юношей)
Отрицательные ответы - «нет; не хотел бы участвовать»  отсутствуют.
Из этого следует, что патриотизм как ценность является наиболее значимым качеством для формирования психологической готовности призывников. Важность патриотического воспитания отметили все юноши, участвующие в эксперименте.
Вопросы второй анкеты: «Ваше отношение к службе в Вооруженных Силах», раскрывали отношение юношей допризывного возраста к службе в Вооруженных силах.
Результаты были получены следующие: знают законы и готовы служить, если придется – 47% (9 чел.); знают законы, но относятся с опаской к службе – 37 % опрошенных.(7 чел.)
Часть юношей не хотели, бы служить или считают, что они к этому не готовы. К ним относится – 16 %  (3 чел.)
В ходе исследования мы выявили уровень таких важных социально-значимых качеств, как патриотизм и готовность к защите Отечества, у юношей в преддверии их реального проявления в условиях учебно-воспитательной деятельности.
Данные свидетельствуют о том, что большинство юношей допризывного возраста (89%) считают службу способной сделать из них настоящего мужчину. Это мнение связано с психологическими особенностями юношей, когда они пытаются самоутвердиться в кругу сверстников, стремятся выглядеть старше, требуют к себе внимания и уважения со стороны старших.
Результаты проведенного нами исследования позволяют судить о том, что большинство юношей считают обязанностью каждого – выполнить свой гражданский долг по отношению к своему Отечеству.
Оптимизации патриотического воспитания юношей способствует комплексная программа, разработанная в рамках исследования, основными педагогическими результатами которой являются целенаправленное формирование у юношей ряда качеств ответственного поведения, уверенности, социальной зрелости, коммуникативных умений, активной жизненной позиции
В ходе эксперимента были разработаны структура и содержание концептов «воспитание патриотизма» и «готовность к защите Отечества» у юношей допризывного возраста.
Целью практической работы являлось формирование и функционирование системы патриотического воспитания юношей допризывного возраста с учетом психологических особенностей личности и индивидуального отношения к службе в Вооруженных Силах, а также формирование таких психологических компонентов, как ответственность, уверенность, эмоционально-волевые качества личности.
О необходимости патриотического воспитания, недостаточной его реализации в учебных заведениях заявили 45% юношей. Они  высказывались по поводу того, что во время обучения получают достаточно знаний по военной истории, много времени уделяется внеклассной работе по патриотическому воспитанию, но отсутствуют мероприятия по формированию психологической готовности к службе в армию.
Эти данные легли в основу разработки системы подготовки к патриотическому воспитанию юношей, связанной с формированием ценностно-патриотического мировоззрения допризывников как ключевой составляющей процесса осознания и принятия идеалов, на которых базируется система патриотического воспитания и формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в армии.
Формирующий эксперимент включал:
- применение методов активного патриотического обучения юношей, с помощью тренинговых программ, обеспечивающих формирование ответственности за собственные дела, формирование адекватного мировоззрения и ценностей, обучение конструктивным способам разрешения конфликтов, соответствующих адекватной самореализации личности,
- индивидуальное консультирование родителей и юношей в соответствии с их возрастными и личностными особенностями.
Экспериментальная работа проводилась в сотрудничестве с преподавателем НВП.
Процесс патриотического воспитания включал  просмотр патриотических фильмов с целью формирования тех свойств личности, которые формируют положительную мотивацию к воинской деятельности, дисциплинированность. Психологическая подготовка юношей допризывного возраста к будущей воинской деятельности заключается в наглядном ознакомлении с особенностями воинской жизни.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Для формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в Вооруженных силах  необходимы условия, которые помогают сформировать психологическую готовность допризывника, его действия в проблемных ситуациях, использовать разнообразные способы достижения целей, принимать нормы и требования, предъявляемые на службе.
Гражданское образование подростков представляет собой целенаправленное педагогическое воздействие на их самосознание путем передачи им определенной системы знаний; развитие чувство любви к Родине, интереса к истории своего народа, к законам государства; воспитание у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; формирование способности к гражданскому действию (гражданской активности).
Мною было проведено цикл занятий с элементами тренинга.
Цель наших тренинговых занятий разнообразна:
- Психолого-педагогическая поддержка ценностно-смыслового и личностного самоопределения учащихся;
- Развитие положительной “Я – концепции”, представлений о собственных психологических возможностях, потребностях, интересах, ценностях.
- Развитие внутренней регуляции в когнитивном, эмоционально-волевом поведенческом уровне.
- Формирование представлений о Вооруженных силах ПМР, о воинской службе, о ратном труде солдата, о его правах и обязанностях.
Для закрепления материала по формированию патриотического мировоззрения  и для того, чтобы вызвать интерес у юношей допризывного возраста проводились обсуждения на школьных диспутах просмотренных кинофильмов на патриотическую тему: «Они сражались за Родину», «В бой идут одни старики», «Девятая рота».
В ходе анализа этих фильмов рассматривались нравственная и моральная сторона готовности будущих воинов к выполнению своего долга, формирование интереса, взгляды, убеждения и соответствующие нормы поведения.
В диспутах принимали активное участие все юноши, каждый постарался выразить свои чувства, высказать свое мнение по поводу, какой фильм произвел на него наибольшее впечатление. Все юноши после просмотра фильмов пришли к единому выводу, что патриотические чувства, физическая подготовленность, психологическая устойчивость к стрессу влияет на формирование готовности будущих защитников Отечества. В процессе диспута выяснилось, что не каждый смог бы выдержать и устоять в той ситуации, в которой оказались герои фильма.
Результатом патриотического воспитания является:
- формирование патриотизма как нравственного качества, его проявляющегося в патриотически-направленной деятельности отношения с обществом и другими людьми;
- возрождение у юношей чувства гордости и ответственности, формирование готовности к созданию на благо Отечества, к его защите, развитие присущих каждому человеку чувства гордости и собственного достоинства;
Данная работа не исчерпывает всей проблемы изучения и формирования психологической готовности.
Заключение.
Повышение социально-психологической готовности юношей к службе в Вооруженных Силах проходит через патриотическое воспитание.
Под психологической готовностью к прохождению службы в Вооруженных Силах понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития, достигаемый юношами к 18-летнему возрасту.
Формирование мотивации к службе в Вооруженных силах должно происходить в течение нескольких лет, начиная с раннего детства, в семье, школе.
Учитывая полученные в ходе нашего исследования данные, мы сделали вывод о необходимости патриотического воспитания и формированию готовности к службе в Вооруженных силах, которые осуществляются в учебных заведениях в ходе организации военных сборов непосредственно перед призывом в Вооруженные силы.
Психологическая готовность включает в себя такие условия, как подготовка, которая формируется под влиянием всех видов патриотического воспитания, общеобразовательной подготовки, физической подготовки. Все они оказывают влияние в той или иной мере на формирование структурных компонентов личности допризывника, её направленности.
Учитывая полученные в ходе нашего исследования данные, мы сделали вывод о необходимости патриотического воспитания юношей допризывного возраста и формированию готовности к службе в Вооруженных Силах.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что формирование готовности юношей к воинской службе включает в себя педагогические и психологические условия подготовки.
Педагогические условия формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах в учебно-воспитательном процессе и внеклассной работе влияют на личность допризывника будущего защитника Отечества.
В заключении нам хочется вспомнить высказывания В.А.Сухомлинского: «Родина - твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все гладко. Есть у нас свои беды и боли. Говоря о них, помни: ты говоришь о бедах и болях своего родного дома. Для того, чтобы иметь моральное право говорить о бедах и горестях своего народа, чтобы один раз сказать, надо десять раз сделать что-то конкретное для укрепления своей Родины»