Смирнова Татьяна Григорьевна 16 ноября 2017
Введение
«Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом.
Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех».
Владимир Путин.
 
В соответствии с Законом ПМР «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
По данным Концепции физического воспитания детей и молодежи в Приднестровской Молдавской Республике (принятой Постановлением Правительства ПМР №318 от 10 декабря 2015 г.) последнее время существенно снизилась мотивация к регулярным занятиям физической культурой и спортом, вследствие чего наблюдается снижение посещаемости уроков физической культуры и, как следствие, снижение уровня физической подготовленности и повышение уровня заболеваемости детей и молодежи.
Сегодня как никогда остро встает вопрос о реализации гендерного подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения. И это не случайно. Общественность тревожит тот факт, что происходит стирание природных, естественных различий мужского и женского начала, а это, в свою очередь, приводит к нарушению во взаимодействии полов, к нивелированию, а иногда и к изменению гендерных ролей индивида.
Актуализация гендерной роли индивида требует создания таких условий, которые бы обостряли стереотипы мужского и женского поведения у школьников. Наиболее ярко тендерные особенности проявляются при выполнении физической нагрузки, поэтому методологической основой проектирования процесса физического воспитания в школе должен стать гендерный подход.
Деление классов на подгруппы девушек и юношей на уроках физической культуры способствуют лучшему восприятию учебного материала и повышению двигательной активности учащихся, что несет за собой качество усвоения учебного материала на уроках физической культуры. Гендерный подход к обучению гармонизирует развитие организма, повышает его адаптационно-резервные возможности, способствует формированию более высокого уровня функционального потенциала, более качественному физическому развитию, как мальчиков, так и девочек.
  1. Проектирование урока физической культуры с учетом гендерных особенностей школьников
1.1. Организация урока физической культуры в школе методом раздельного обучения
Повышение двигательной активности учащихся на уроках физической культуры и качество усвоения учебного материала во многом зависит от проведения урока физической культуры с учетом гендерных особенностей школьников.
В МОУ «Тираспольская средняя школа комплекс №12» главное внимание уделяется организации урока физической культуры на основе гендерного подхода. Со дня основания школы (1978 год – около 40 лет) с совместным предложением преподавателей физической культуры и согласованием администрации школы уроки физической культуры проводятся с делением двух параллельных классов на подгруппы девочек и мальчиков, с мальчиками двух классов занимается один учитель, а с девочками двух классов – другой учитель. Так как у нас в школе один большой спортивный зал, а классов более 40, то, естественно, что уроки проводятся всегда спаренные. И для того, чтобы эффективнее решить поставленные задачи урока, повысить плотность и активность на уроке, в школе используется метод раздельного обучения, начиная с 5-го класса.
Инициаторами такого подхода стали учителя-первопроходцы школы: Татьяна Григорьевна Смирнова, Георгий Георгиевич Антюфеев, а также первый директор нашей школы – Марат Иосифович Иосенкин.
Школа, следуя принятой Концепции физического воспитания детей и молодежи в Приднестровской Молдавской Республике, гибко выстраивает образовательный процесс с учетом гендерных особенностей.
Показано, что актуализация гендерных ролей школьников требует создания специальных условий, которые бы обостряли стереотипы мужского и женского поведения.
При этом следует учитывать различие в мотивах занятий физической культурой мальчиков и девочек. Урок физической культуры, опираясь на гендерный подход, должен строиться с учетом гендерных особенностей субъектов образовательного процесса, актуализируя гендерные роли индивида, формируя понимание и осознание последнего о предназначении мужчины и женщины в обществе.
Известно, что у мальчиков потребность в двигательной активности гораздо выше, чем у девочек. Мальчики хотят быть сильными, мужественными, выносливыми, девочки более эмоциональны, и у них ярче выражена потребность в эстетической направленности урока физической культуры.
Различны и мотивы занятий физическими упражнениями. По данным психологов, мальчики чаще всего интересуются тем, что, так или иначе сходно с уже сложившейся сферой интересов, а девочки тем, что несет принципиальную новизну по сравнению с их обычными занятиями.
При этом мальчики заинтересовываются тем, что углубляет и развивает уже имеющиеся у них навыки, а девочки отдают предпочтение тем видам деятельности, которые отвечают их личным интересам и потребностям на данный момент.
Становится понятным, почему при смешанных уроках интерес к физической культуре падает как у мальчиков, так и у девочек, и те, и другие не могут удовлетворять свои физические потребности на уроке.
При этом мальчики понимают его как развитие двигательных качеств, а девочки - как улучшение своего эстетического вида: фигуры, походки и т. п.
Недостаточный интерес девочек к физической культуре обусловлен, в частности, тем, что направленность и требования этих занятий в большей степени соответствуют ценностным ориентациям мальчиков.
При организации урока физической культуры, направленного на развитие моторного творчества у школьников, преподаватели физической культуры опирались на гендерные особенности индивидов, природные физиологические потребности детей, уровень их физического развития, разность психической основы интереса у мальчиков и девочек.
  1. Анализ проведения уроков методом разделения на подгруппы (девушек и юношей)
Учитывая многолетний опыт преподавателей физической культуры МОУ «ТСШК №12» и желание поменять отношения своих сверстников к физическому совершенствованию, тем самым повысить качество усвоения учебного материала на уроках физической культуры, в МОУ «ТСШК №12» уроки физической культуры проходят раздельно: девочки занимаются на одной половине спортивного зала, мальчики - на другой. Занятия проводятся по расписанию, два раза в неделю.
На уроках с контингентом девочек используются специальные двигательные задания под музыкальное сопровождение, разучиваются и школьницами самостоятельно составленные мини-комплексы ритмической гимнастики, выделяется время для свободного импровизирования под музыку. Учитель (Смирнова Т.Г.) периодически меняет комплексы общеразвивающих упражнений или немного усложняет предшествующий комплекс, что повышает эмоциональную окраску урока, вносит элементы новизны.
Для девочек одним из наиболее существенных факторов повышения творческой активности, эмоционального настроя на деятельность на уроке является музыкальное сопровождение.
Под музыку выполняются общеразвивающие упражнения, комплексы ритмической гимнастики, ходьба, бег и т.д. При такой организации учебного занятия школьницы, начиная уже с 5-го урока, выполняют упражнения под музыку самостоятельно, без команд учителя, руководствуясь только ритмом музыки и записанными сигналами.
Различная эмоциональная реакция человека на характер музыки была известна еще древним грекам. Это требует от учителя подбора определенной музыкальной программы для стимулирования мышечной работоспособности.
Музыка оказывает влияние на человека как ритмичный и эмоциогенный раздражитель, следовательно, она оказывает положительное влияние только в том случае, если музыка, подобранная для выполнения физических упражнений, будет ритмичной, сюжетной, будет соответствовать возрастным и физическим особенностям учащихся.
На мальчиков такой подход в проведении урока не оказывает существенного положительного влияния. Музыкальное сопровождение их не заинтересовало, а выполнение общеразвивающих упражнений под музыку, наоборот, сковывает, вызывает некоторое раздражение и неуверенность. Им больше нравится бегать, соревноваться, играть, чем выполнять под музыку различные упражнения.
Поэтому на занятиях с мальчиками акценты распределяются несколько иначе. Больше уделяется времени на обучение и прогнозирование тактических комбинаций в различных видах спортивных игр, совершенствование ранее изученных упражнений, технических элементов, включаются упражнения на развитие выносливости, силовых, скоростных качеств.
У мальчиков именно игра и соревнование вызывают сильный эмоциональный отклик, здесь следует заметить, что играть и соревноваться в этом возрасте любят и девочки. Во время игры, особенно спортивной, мальчики охотно разрабатывают и реализуют тактические комбинации.
Комбинирование, разыгрывание тактических комбинаций - наиболее эффективный фактор развития моторного и мыслительного творчества у школьников-мальчиков. Успехи, достигнутые в этом виде деятельности, существенно повышают самооценку и создают положительный эмоциональный фон, повышают активность и интерес к урокам физической культуры у школьников.
Анализ наблюдений позволяет выделить особенности проявления мыслительного и моторного творчества у девочек и мальчиков.
Так девочки проявляют более высокий уровень творчества в импровизации разнообразной двигательной деятельности под музыкальное сопровождение, а мальчики – в двигательной деятельности игрового характера.
Выявлен различный уровень мотивации на учебную деятельность у мальчиков и девочек.
Девочки в большей степени способны увлекаться самим процессом деятельности, у мальчиков он чаще вызывает интерес в том случае, если имеет выраженную конкретную направленность. Девочки обычно пытаются усвоить по возможности все, что им преподают, мальчики - с самого начала действуют избирательно.
Девочки чаще заинтересовываются той деятельностью, которая несет им принципиальную новизну, мальчики же охотнее занимаются тем, что как-то схоже с уже сложившейся сферой их интересов.
Развитие творческих способностей школьников в процессе учебных занятий в школе приводит к существенным изменениям показателей творческой активности детей: повышается интерес к занятиям физической культурой, развивается инициативность и самостоятельность, обеспечивается более высокий уровень реализации познавательных способностей и творческого потенциала учащихся.
Кроме того, направленность урока на развитие творческого потенциала в двигательной сфере способствует развитию личностных качеств школьников: ответственность, самоорганизованность, инициативность, познавательная и моторная активность, самоконтроль, выдержка, настойчивость в достижении цели и обеспечивает формирование двигательного творческого опыта.
Можно предположить, что проведение уроков физической культуры методом раздельного обучения способствует качеству усвоения программного материала. На протяжении многих лет учащиеся школы успешно выступают в различных городских и республиканских соревнованиях, занимая призовые места (таблица 1).
 
Эти суждения подтверждены архивными документами школы
Таблица 1.
 
№п/п Вид соревнований 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2016-2017  2017-2018
1 «Старты надежд» Городск. 3 1    
Респуб.   3    
2 «Смелые, ловкие!» Городск.   1   1
Респуб.   1   1
3 «Спортивная смена!» Городск. 1 1   1
Респуб. 2 1   1
4 Легкая атлетика (дев.) Городск.     2  
5 Легкая атлетика (юн.) Городск.     3  
6 Волейбол (дев.) Городск. 2   1  
7 Волейбол (юн.) Городск. 1   4  
8 Легкоатлетический кросс Городск. 3 2 1 3
9 Л/атлетическая эстафета Городск. 3 3 1  
Целенаправленная работа по развитию творческого потенциала школьников в моторной сфере, несомненно, может быть достаточно эффективной при опоре в учебном процессе на гендерный подход, на физиологические, физические, психологические особенности развития детей конкретной возрастной группы, создание на уроке таких условий, которые способствовали бы гендерной идентификации школьников, укрепляя стереотипы гендерных ролей.
Выводы
Изучив данные литературных источников, многолетний опыт преподавателей физической культуры МОУ ТСШК №12 можно сделать соответствующие выводы. Организация занятий по физической культуре методом разделения классов по гендерным особенностям соответствует современным требованием к проведению уроков физической культуры, также способствует повышению двигательной активности учащихся на уроке и таким образом повышает качество и эффективность учебного процесса.
Подтверждается тот факт, что выбор гендерного подхода в повышении двигательной активности школьников оправдан, результативен, и должен быть интересен для введения во всех образовательных учреждениях, что во многом повысит мотивацию к занятиям физкультурой в школе. 
Данный метод может быть рекомендован учителям физической культуры школ, а также студентам-практикантам факультета «Физическая культура и спорт» ПГУ.
Приложение









Литература
  1. Безверхняя Г.В. «Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. (Сборник науч. работ под редакцией Ермакова С.С. - Харьков: ХХПI, 2000. - № 22. - С. 26-32)».
  2. Концепция физического воспитания детей и молодежи в Приднестровской Молдавской Республике (Постановление Правительства ПМР №318 от 10 декабря 2015 г.).
  3. Кардялис К.К., Зуозиене И.Ю. «Влияние знаний о физической культуре и здоровом образе жизни на отношение школьников к физической активности (Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1999.)».
  4. Круцевич Т.Ю. «Концептуальные предпосылки совершенствования системы физического воспитания молодежи (Сборник научных работ под редакцией Ермакова С.С. Харьков: ХХПI, 2000. - № 24. - С. 15-21)».
  5. Круцевич Т.Ю. «Критерии эффективности системы физического воспитания молодежи (Сборник научных работ под редакцией Ермакова С.С. - Харьков: ХХПИ, 2000.  № 5. - С. 35-39)».
  6. Найданов Б.Н. «Особенности организации учебных занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9-х классов общеобразовательной школы».
  7. Фирсин С.А. «Социологический анализ отношения школьников к физическому воспитанию. (Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта 2014 №10 (116))».
  8. Фирсин С.А. «Пути модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах. (Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта 2014 №11 (117)».